РАЗВИТИЕ ИКТ-КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Авторы

  • Ж. Бисенбаева Military institute
  • Л. Бегалиева
  • Х. Кидирбаева
  • А. Белегова

DOI:

https://doi.org/10.48371/PEDS.2023.69.2.025

Ключевые слова:

учитель, школа, цифровая среда, компетентность, современность, функции, образование, становление

Аннотация

Процессы информатизации, широкое использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) являются условием выполнения государственного заказа на развитие образования. Государственный образовательный стандарт, стратегия формирования информационного общества создают спрос не только на обновление информационно-образовательной среды образовательных организаций, но и на эффективное использование ее ресурсов. А это невозможно без постоянного повышения квалификации педагогов. В данном случае информационно-образовательная среда выступает как поле и инструмент развития их профессиональной компетентности. В то же время постоянное изменение ее потенциала требует опережающего развития компетентности учителей использования ИКТ. Проанализированы разные способы понимания значения ИКТ-компетентности школьных учителей. На основе проведенного анализа с целью разработки эффективной методики повышения компетентности по использованию ИКТ учителями школ был проведен опрос учителей Казахстана с целью изучения оценки компонентов ИКТ и изучения использования их. Результаты исследования могут быть использованы для разработки инструментов комплексной оценки компетенций учителей по использованию ИКТ. Требования общества к деятельности педагога свидетельствуют о необходимости развития навыков педагогов по использованию ИКТ. Проблема развития компетентностей педагогов по использованию ИКТ также проявляется и обостряется в эпоху высоких биосоциальных рисков и неопределенности.

Компетентность по использованию ИКТ представляет собой набор знаний, навыков и отношений, позволяющих критически и творчески использовать ИКТ для достижения целей, связанных с работой, учебой и/или отдыхом.

В своей работе педагог должен выполнять множество функций, связанных с цифровизацией образовательного процесса, успешная реализация которых зачастую определяет успешность образования.

К таким функциям относятся: информационная функция (поиск, отбор достоверной информации, анализ и хранение необходимой информации); создание дидактических материалов (подготовка учебников в формате ИКТ, оценочных материалов, материалов для самостоятельной работы студентов); обеспечение информационной безопасности (знание правил защиты ИКТ персональных данных и образовательных данных образовательного учреждения, конфиденциальности); общение (развитие каналов коммуникации и получение обратной связи от студентов); техническая функция (навыки работы с различными ИКТ и приложениями, навыки решения технических задач).

Загрузки

Опубликован

2023-06-27

Выпуск

Раздел

Статьи