ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ ПО ПРОИЗВЕДЕНИЯМ АБАЯ КУНАНБАЕВА
DOI:
https://doi.org/10.48371/PEDS.2023.71.4.006Ключевые слова:
Воспитание, студенты вузов, коммуникация, межличностная коммуникация, культура общения, традиционная педагогическая культура, национальные ценности, произведения Абая КунанбаеваАннотация
В статье на основе анализа различных научных трудов дается обзор уровня изученности проблемы культуры межличностной коммуникации на современном этапе. Авторы рассматривают коммуникацию в жизни человечества как важнейшую деталь бытия и познания, знания и культуры и отмечают, что в процессе общественной коммуникации выявляются важность и необходимость воспитания людей прежде всего к культуре. Также описаны особенности современной коммуникации, характерные для студентов вузов, отмечена их ведущая роль в социализации личности. Анализируются результаты научных исследований зарубежных и отечественных ученых, широко изучавших культуру общения, характерную для обучающихся вузов и отмечается преемственность их взглядов с сегодняшним днем.
В этой связи в статье подробно рассказывается о значении воспитания культуры коммуникации современной студенческой молодежи напроизведениях Абая Кунанбаева – гениального мыслителя, поэта, просветителя, учителя нации казахской степи. Всесторонне анализируются история абаеведения и идеи ученых-абаеведов, отразивших в своих трудах пути становления и совершенствования Абая не только как поэта, но и как исторической личности, занимавшего особое место в национально-духовной жизни казахского народа и познавательно-воспитательную роль наследия великого мыслителя.
Анализируя «Слова-назидания» Абая Кунанбаева, в которых рассматриваются проблема формирования духовных ценностей с помощью человеческого общения, авторы подчеркивают, что их внутреннее содержание имеет силу влияния и разнообразный характер в формировании культуры коммуникации. В заключении авторы делают вывод о большом познавательно-воспитательном значении и возможностях произведений Абая в воспитании студентов в современной академической среде к культуре коммуникации и общения, отмечают о необходимости широкой пропаганды творчества поэта среди молодежи и целенаправленного, планомерного гармоничного использования трудов великого мыслителя в учебно-воспитательном процессе вузов.