УПРАВЛЕНИЕ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫМ ОБУЧЕНИЕМ В ВУЗЕ КАК НЕОТЪЕМЛЕМОЕ УСЛОВИЕ ЭФФЕКТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ
DOI:
https://doi.org/10.48371/PEDS.2024.72.1.006Ключевые слова:
модель практико-ориентированного обучения, форматы практико-ориентированного обучения, организация практико-ориентированного учебного процесса, подходы к практико-ориентированному обучению, управление, специалист, анализ, исследованиеАннотация
Актуальность исследования подтверждается рядом объективных факторов, сложившихся на рынке труда в Казахстане, а именно несоответствие содержания образования запросам компаний, затраты времени и средств на адаптацию и обучение молодого специалиста на предприятии, «просроченные компетенции», не соответствие требованиям инновационного развития экономики. В сложившейся ситуации высшему образованию целесообразно менять технологию обучения и переходить от способов передачи знаний к возможностям обучения с приобретением практического, проектного опыта. Статья посвящена исследованию практико-ориентированного обучения в высших учебных заведениях вне зависимости от специальности. Проведен анализ основных существующих подходов и моделей применемых в практико-ориентированном обучении в отечественной и зарубежной практике. На основе результатов серии глубинных интервью с экспертами в области практико-оринтированного обучения, определены актуальные подходы к организации практико-ориентированного обучения, эффективные форматы взаимодействия с компаниями-партнерами, а также слабые стороны и барьеры, препятствующие эффективному управлению процессами практико-ориентированного обучения. По результатам проведенного теоретического и экспертного анализа разработана модель практико-ориентированного обучения, в которой обобщены все современные подходы и методы, сформирован алгоритм управления.