КОМПЛЕКСНАЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ЧТЕНИЮ

Авторы

  • Оразаева Г.С.
  • Агеева Л.Е.
  • Агранович Е.Н.

DOI:

https://doi.org/10.48371/PEDS.2025.76.1.032%20

Ключевые слова:

чтение, читательская грамотность, навыки чтения, младший школьник, педагогический процесс, взаимодействие участников, психолого-педагогическое сопровождение, обучение чтению

Аннотация

В исследовании предоставлен обзор аспектов проблемы
обучения детей чтению. Выявлены трудности, возникающие у учащихся в
процессе обучения чтению, а также сложности педагогов, которые связаны
по мнению авторов, с недостаточным уровнем знаний учителей начальных
классов по вопросам формирования читательской грамотности.
Целью статьи является определение алгоритма комплексного
взаимодействия участников педагогического процесса к эффективному
овладению процессом чтения в начальной школе.
Авторами анализируются зарубежные и отечественные психологопедагогические источники по проблеме формирования грамотности
чтения, овладения такими навыками как сознательность, беглость,
выразительность, правильность; представлены результаты собственного
исследования, проведенного среди школьников, педагогов, родителей,
логопедов, психологов. Использованы такие диагностические методы как
опрос, наблюдение, анкетирование на основе математической обработки.
Определены группы обучающихся, потенциально предрасположенные к
возникновению нарушений навыков чтения и направления профилактичес
кой работы по их предупреждению. Разработан алгоритм комплексной поддержки учащихся при обучении
процессу чтения, основанный на системном, комплексном и личностоориентированном подходах, опирающийся на общепедагогические
принципы и принципы языкознания, определено основное условие
реализации комплексной поддержки учащихся по формированию
читательской грамотности – взаимодействие участников педагогического
процесса, при использовании различных форм работы (обсуждение
мониторинга результатов диагностики навыков чтения, совместное
составление индивидуальных программ для обучающихся, школа для
родителей, флешмоб, коворкинг, он-лайн консультации, создание страниц
в социальных сетях). Предложены методические рекомендации для
педагогических работников, родителей учащихся начальных классов.
Результаты проведенного исследования возможно использовать в
работе педагогов дошкольных организаций, учителей начальных классов,
специальных педагогов, психологов, а также при подготовке обучающихся
вузов по направлениям педагогические науки: 011 – Педагогика и
психология, 012 – Педагогика дошкольного воспитания и обучения, 013 –
Подготовка учителей без предметной специализации, 019 – Специальная
педагогика.

Загрузки

Опубликован

2025-04-01

Выпуск

Раздел

Мақалалар/Статьи/Articles