ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА: СТРУКТУРА, СОДЕРЖАНИЕ
DOI:
https://doi.org/10.48371/PEDS.2024.72.1.016Ключевые слова:
мобильность, профессиональная мобильность, качества мобильности, профессиональная мобильность педагога-психолога, структура профессиональной мобильности, содержание профессиональной мобильности, профессиональный мобильный специалист, основные аспекты профессиональной мобильностАннотация
Проводимые в современной системе высшего образования процессы модернизации предъявляют требования к подготовке специалистов, отвечающих запросам экономического роста и социального развития общества. А изменение рынка труда требует подготовки выпускников вузов не только к определенной профессиональной деятельности, но и, при необходимости, к изменению ее вида, занятию профессиями, близкими к основной специальности. Это обеспечивается их профессиональной мобильностью. В связи с этим данная проблема характеризуется своей актуальностью.
В ходе ретроспективного анализа понятия профессиональной мобильности мы выяснили, что данное явление первоначально рассматривалось с точки зрения освоения индивидуальными лицами определенной профессии и достижения высокого уровня в ней. Однако в дальнейшем оно стало изучаться с точки зрения социальных взаимоотношений между группами. В настоящее время понятие профессиональной мобильности рассматривается в контексте содержания профессиональных качеств специалистов, обучающихся в высших учебных заведениях, и путей их развития.
В связи c этим в высших учебных заведениях ставится цель модернизации содержания образовательных программ подготовки будущих специалистов, уделить в них особое внимание к расширению возможностей освоения профессиональных знаний, направленных к формированию их готовности к изменениям.
В статье мобильность рассматривается как неотъемлемая часть профессиональных качеств будущих педагогов-психологов, подчеркивается необходимость развития в условиях профессиональной подготовки.
Цель статьи заключается в уточнении сущности понятий «мобильность», «профессиональная мобильность», «профессиональная мобильность педагога-психолога», описании структуры, содержания и выводов эмпирического исследования.
В статье анализируются труды ученых, связанные с проблемой исследования, приводятся авторские выводы. Уточняются качества, входящие в структуру профессиональной мобильности педагога - психолога, описывается их сущностная характеристика. Приводятся результаты эмпирического исследования, проведенного в Казахском национальном педагогическом университете имени Абая.