ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА: СТРУКТУРА, СОДЕРЖАНИЕ

Авторы

  • К.Е. Агыбай КазНПУ
  • Б.А. Тургунбаева
  • Г.С. Таженова

DOI:

https://doi.org/10.48371/PEDS.2024.72.1.016

Ключевые слова:

мобильность, профессиональная мобильность, качества мобильности, профессиональная мобильность педагога-психолога, структура профессиональной мобильности, содержание профессиональной мобильности, профессиональный мобильный специалист, основные аспекты профессиональной мобильност

Аннотация

Проводимые в современной системе высшего образования процессы модернизации предъявляют требования к подготовке специалистов, отвечающих запросам экономического роста и социального развития общества. А изменение рынка труда требует подготовки выпускников вузов не только к определенной профессиональной деятельности, но и, при необходимости, к изменению ее вида, занятию профессиями, близкими к основной специальности. Это обеспечивается их профессиональной мобильностью. В связи с этим данная проблема характеризуется своей актуальностью.

В ходе ретроспективного анализа понятия профессиональной мобильности мы выяснили, что данное явление первоначально рассматривалось с точки зрения освоения индивидуальными лицами определенной профессии и достижения высокого уровня в ней. Однако в дальнейшем оно стало изучаться с точки зрения социальных взаимоотношений между группами. В настоящее время понятие профессиональной мобильности рассматривается в контексте содержания профессиональных качеств специалистов, обучающихся в высших учебных заведениях, и путей их развития.

В связи c этим в высших учебных заведениях ставится цель модернизации содержания образовательных программ  подготовки будущих специалистов, уделить в них особое внимание к расширению возможностей освоения профессиональных знаний, направленных  к формированию их готовности к изменениям.

В статье мобильность рассматривается как неотъемлемая часть профессиональных качеств будущих педагогов-психологов,  подчеркивается необходимость развития  в условиях профессиональной подготовки.

Цель статьи заключается в уточнении сущности понятий «мобильность», «профессиональная мобильность», «профессиональная мобильность педагога-психолога», описании структуры, содержания и выводов эмпирического исследования.

В статье анализируются труды ученых, связанные с проблемой исследования, приводятся авторские выводы. Уточняются качества, входящие в структуру профессиональной мобильности педагога - психолога, описывается их сущностная характеристика. Приводятся результаты эмпирического исследования, проведенного в Казахском национальном педагогическом университете имени Абая.

Опубликован

2024-03-28

Выпуск

Раздел

Статьи