ПРОВЕДЕНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С АГРЕССИВНЫМИ ПОДРОСТКАМИ ПОСРЕДСТВОМ МЕТОДОВ СКАЗКОТЕРАПИИ

Авторы

  • А.Э. Абдрахманов КазНПУ имени Абая
  • А. И. Ахметова
  • Р. Б. Абдрахманова

DOI:

https://doi.org/10.48371/PEDS.2024.72.1.036

Ключевые слова:

агрессивность, сказкотерапия, подростки, родители, поликлиника, коррекция, развитие, интроспекция

Аннотация

В статье проанализирована проблема агрессивности подростков и представлены методы ее коррекции посредством сказкотерапии. Агрессивность подростков является возрастной особенностью, причинами которой могут стать биологические, социальные, психологические факторы. Высокая агрессивность личности связана с такими качествами, как активность, лидерские качества, способность защитить себя и своих близких. Если агрессивность плохо контролируется, то это приводит к развитию конфликтов с окружающими и негативно влияет на качество жизни подростка. Целью данного исследования является анализ эффективности применения методов сказкотерапии в коррекции агрессивности у подростков. Гипотезой исследования является предположение о том, что если использовать методы сказкотерапии с подростками с высоким уровнем агрессивности, то их уровень агрессивности снизится. Для проверки экспериментальной гипотезы был проведен формирующий эксперимент. Методикой диагностики был выбран классический тест Басса-Дарки для выявления уровня агрессивности. Для каждого подростка составлялись авторские притчи, содержание которых было определено во время первичной диагностической беседы с ним и его родителями в индивидуальном порядке. Притчи обязательно являлись интерактивными и уникальными, что позволяло каждому подростку ощущать сопричастность к ситуации сюжета повествования. После завершения коррекционно-развивающей работы с участниками было проведено анкетирование, с целью определения их общего самочувствия и отношения к проведенным мероприятиям. Полученные результаты позволили сделать вывод, что сказкотерапия является эффективным методом коррекции агрессивности у подростков. Анализ персонажей и сюжетов сказок служит аналогией для выражения и понимания эмоциональных состояний подростка, в том числе тех, которые могут быть связаны с проявлением агрессии. Сказки также способствуют развитию эмпатии и осознанности последствий своих действий. Изучение поведения персонажей и реакций на их поступки может способствовать осмыслению возможных последствий для подростка. Процесс написания или рассказа собственной сказки предоставляет безопасное пространство для выражения эмоций и стимулирует начало процесса самопонимания.

Загрузки

Опубликован

2024-03-28

Выпуск

Раздел

Статьи