КИБЕРБУЛЛИНГ В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ: ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Авторы

  • Муканова Н.Е. Л.Н. Гумилев атындағы ЕҰУ
  • Айтенова Э.А.
  • Турсунбаева А.У.
  • Таженова Г.С.

DOI:

https://doi.org/10.48371/PEDS.2024.75.4.015%20

Ключевые слова:

кибербуллинг, сетевая агрессия, студенческая среда, кибератака, образовательный процесс, издевательства в интернете, педагогическое просвещение, информационное пространство

Аннотация

В статье подробно проанализированы проблемы кибербуллинга в студенческой среде, определены теоретические основы этой проблемы в трудах зарубежных ученых. В информационном пространстве уточнены основные правила кибербезопасности студентов. Кроме того, показаны конкретные и эффективные меры для защиты студентов от участия в кибербуллинге или превращения в кибервиктим. Определены два основных направления изучения кибербуллинга как научной и практической проблемы. Рассмотрена классификация кибербуллинга в научной литературе, особенности данных видов в студенческой среде. Установлено, что высокий уровень тревожности, депрессии и стресса в студенческой среде и индивидуальные факторы адаптации к университету (академическая адаптация, социальная адаптация, личностно-эмоциональная адаптация и институциональная адаптация) являются предикторами того, чтобы стать жертвой или агрессором кибербуллинга.

Приведены результаты опроса 110 студентов из 2 -х высших учебных заведений о показателях кибербуллинга и онлайн-агрессии, направленного на выявление причин, форм и последствий кибербуллинга. Анализ результатов исследования показал, что в студенческой среде около 10% респондентов заявили, что кибербуллинг вызывает тревогу, 3% отметили, что столкнулись с киберзапугиванием, причем почти большинство не хотят делиться информацией о кибербуллинге. Студенты предположили, что их взгляды на практику кибербуллинга могут родиться от обиды и гнева. Это послужило основой для изучения кибербуллинга как актуальной проблемы. Рассматриваются методы и мероприятия профилактики кибербуллинга, педагогическая просветительская работа и психолого-педагогические условия, а также назначение наказания в виде определенного ответа. Подробно расписаны результаты экспериментальной работы, определены итоги исследования и дана характеристика. Уточнено предложение разработать алгоритм мероприятий по развитию культуры общения в социальных сетях, сетевой этики в студенческой среде.

Загрузки

Опубликован

2024-12-30

Выпуск

Раздел

Статьи