РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ
DOI:
https://doi.org/10.48371/PEDS.2024.72.1.019Ключевые слова:
будущие педагоги-психологи, культура, развитие, педагогические условия, компоненты, уровни, вуз, профессиональная подготовкаАннотация
Статья посвящена разработке и обоснованию модели развития психологической культуры будущих педагогов-психологов в условиях обучения в вузе. Преобладание акцента на формировании квалификационных характеристик «психолога», закрепляющих, прежде всего, профессионально значимые знания, умения, навыки и конкретную деятельность, ставит проблему акцентирования внимания на формировании целостного явления «психологическая культура педагога». -психолог» по профессиональной подготовке. В статье обосновывается актуальность формирования психологической культуры педагогов-психологов, определяются теоретико-методологические основы, выявляются структурные компоненты психологической культуры и уровни ее проявления. Раскрыты методологические основы построения модели, назначение и содержание структурных компонентов. Определены психолого-педагогические условия успешной реализации модели. Описаны основные положения акмеологической концепции развития психологической культуры личности. Показано, что психологическая культура личности в своем развитии закономерно проходит три этапа, в соответствии с которыми выделяют три типа психологической культуры: спонтанно-интуитивный, спонтанно-ситуативный и конструктивно-преобразующий. Исследуется одна из функций психологической культуры, связанная с концептуальным «конструированием» будущим специалистом собственного поведения. В статье представлены результаты эмпирического исследования связи психологической культуры личности студента с особенностями саморегуляции собственной деятельности и поведения. Выявлена закономерная связь типа психологической культуры с особенностями развития субъектной позиции, способностью будущего специалиста к самоорганизации и самореализации.