ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ
DOI:
https://doi.org/10.48371/PEDS.2024.75.4.002Ключевые слова:
профессиональное самосознание, идентичность, профессиональное развитие, эмпатия, рефлексивность, креативность, профессиональная деятельность, спецификаАннотация
Данная статья обсуждает вопросы, связанные с проблемой подготовки будущих специалистов педагогов-психологов к профессиональному развитию. В ней рассматриваются кризисы, возникающие на различных этапах профессионального становления: кризисы поиска и выбора профессии, кризисы профессионального обучения и кризисы самостоятельной профессиональной деятельности. Профессиональное развитие будущего педагога-психолога представляется как устойчивая система отношений личности к различным аспектам будущей профессиональной деятельности. Эта система определяет профессиональные планы и намерения, а также направления деятельности. Ориентация на этические принципы помогает определить собственную профессиональную и личную позицию в психодиагностической деятельности, исследовательских и теоретических поисках, а также осознать меру ответственности за результаты работы. Важно осознавать ответственность не только перед клиентом, но и перед самим собой, а также понимать границы собственных возможностей. Профессиональная идентичность относится к понятиям, определяющим представление о своем месте в профессиональной группе или общности. Она включает в себя ценностные и мотивационные ориентиры, а также субъективное отношение к своей профессиональной принадлежности. Профессиональная идентичность является интегративным понятием, отражающим взаимосвязь личностных характеристик, позволяющих ориентироваться в мире профессий, реализовывать личностный потенциал в профессиональной деятельности и прогнозировать последствия профессионального выбора.