СИСТЕМНО-ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ ИНОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ШКОЛАХ КАЗАХСТАНА
DOI:
https://doi.org/10.48371/PEDS.2024.75.4.033Ключевые слова:
системно-интегративный подход, иноязычное образование, системность, интегративность, школьная система образования, инфраструктура образовательного учреждения, учебный процесс, человеческие ресурсыАннотация
В статье рассматривается применение системно - интегративного подхода к организации иноязычного образования в школах Казахстана.
Под системностью понимается в работе представление изучаемых объектов или процессов в виде целостных объединений - систем, состоящих из взаимосвязанных, взаимозависимых и взаимодействующих компонентов. Интегративность сосредотачивается на состоянии связанности, объединении, связи, комплексности и означает процесс сближения отдельных частей, элементов, функций различных систем.
Основная цель исследования - представить компоненты организации школьного образования в виде целостной системы и отдельных подсистем для выявления и анализа проблем, встречающихся в ходе преподавания иностранного языка в школе.
В задачи входило определение объектов наблюдения, выведение параметров для наблюдения, посещение объектов, проведение визуальных осмотров и бесед с ответственными работниками, получение данных и научная интерпретация материалов.
В итоге исследования, проведенного на базе четырех государственных и одной частной школы Казахстана, выведены три главных взаимосвязанных компонента школьного образования с представлением их содержания (образовательная инфраструктура, учебный процесс и человеческие ресурсы), сформулирована гипотеза, для верификации которой был проведен анализ качества знаний учащихся, в результате которого была доказана прямая зависимость уровня качества знаний от состояния образовательной среды. Так, переполненность классов, нехватка учебных кабинетов и педагогических кадров отражаются на качестве учебного процесса.
Важность изучаемой проблемы обусловлена глобализацией и современными требованиями к организации преподавания иностранного языка в школе для успешной интеграции в мировое сообщество. Новизна исследования состоит в том, что использование учебными заведениями системно-интегративного подхода позволяет в комплексе рассмотреть и содержание, и успеваемость, и организацию учебного процесса, имеет перспективы вовремя определять и решать возникающие проблемы на пути создания эффективной школьной образовательной среды.