О НЕОБХОДИМОСТИ ПРОДУКТИВНОГО ПОСТРОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
DOI:
https://doi.org/10.48371/PEDS.2025.77.2.018Ключевые слова:
исследовательский интерес, формирование, деятельность, практико-ориентированное обучение, продуктивное построение учебного процесса, образовательная среда, исследовательская деятельность, компетенцииАннотация
В данной статье акцентируется внимание на значимости научно-исследовательской деятельности для формирования высокомотивированных личностей, способных эффективно осваивать профессиональные навыки. Студенты, вовлеченные в научные исследования, демонстрируют более высокую компетентность, коммуникабельность и способность к самостоятельному планированию своей деятельности.
Для успешного развития исследовательского интереса целесообразно интегрировать студентов в работу научных семинаров и студенческих конференций, а также предоставить им возможность проводить научные изыскания как в рамках специальности, так и в смежных областях. Важно также постепенно увеличивать требования к научной деятельности, что будет способствовать развитию студентов в качестве исследователей.
В статье рассматриваются различные формы организации научно-исследовательской работы студентов, подчеркивая важность наращивания уровня научной компетентности и формирования новых навыков и умений, а также осознания собственной значимости как исследователя. Ключевым моментом является поэтапность в развитии исследовательских способностей, что должно включать возможность для студентов продемонстрировать свои навыки и закрепить теоретические знания на практике.
Также отмечается критическая роль производственной практики в формировании исследовательских умений, так как преддипломная практика позволяет оценить уровень подготовки студентов к применению исследовательских методов в профессиональной сфере. В течение обучения в вузе важно, чтобы преподаватели индивидуально сотрудничали со студентами. Стимулировать исследовательский интерес могут различные студенческие инициативы: научные кружки, выполнение научных проектов, участие в конференциях и обсуждениях диссертаций, а также другие мероприятия, включая симпозиумы, олимпиады и выставки. Талантливые студенты, демонстрирующие высокий уровень научной активности, должны получать признание в виде наград, грантов, научных стажировок, а также других форм поощрения.
Студенты воспринимают участие в подобных мероприятиях как реальные возможности для дальнейшей профессиональной реализации, что подчеркивает необходимость практико-ориентированного подхода в плане исследовательской деятельности с акцентом на актуальные проблемы региона и страны.
Проведенный анализ позволяет сделать вывод о необходимости улучшения продуктивных стратегий построения учебного процесса и изучения влияющих факторов на формирование исследовательского интереса в образовательной среде высших учебных заведений.