СЛУХОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ И ПРОИЗНОШЕНИЕ СПЕЦИФИЧЕСКИХ ЗВУКОВ КАЗАХСКОГО ЯЗЫКА УЧЕНИКАМИ ВТОРЫХ КЛАССОВ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Авторы

  • Чулембаева А.Б. https://special-edu.kz/
  • Аутаева А.Н. Абай атындағы Қазақ Ұлттық педагогикалық универсиеті, Алматы, Қазақстан
  • Махметова А.А. Абай атындағы Қазақ Ұлттық педагогикалық универсиеті, Алматы, Қазақстан

DOI:

https://doi.org/10.48371/PEDS.2025.76.1.038%20

Ключевые слова:

казахский язык, нарушение слуха, звуки казахского языка, формирование произношения, развитие слухового восприятия, произношение, слух, фонетическая система, фонетика, фонематика

Аннотация

Особые трудности в освоении казахского языка
испытывают дети с нарушениями слуха. Способность воспроизводить
звуки речи казахскими детьми с нарушениями слуха изучала А. Н. Аутаева.
Однако восприятие и воспроизведение специфических звуков казахского
языка детьми с нарушениями слуха не изучено. Отсюда актуальность
проблемы изучения казахского языка, поскольку он недостаточно изучен.
Основная цель нашего исследования – выявление особенностей слухового
восприятия и произношения специфических звуков казахского языка
младшими школьниками с нарушениями слуха. Частные цели 1) Изучение
слухового восприятия и произношения специфических звуков казахского
языка слабослышащими учениками 2 класса. 2) Исследование слухового
восприятия и произношения специфических звуков казахского языка
слабослышащими учениками 4 класса.
Результаты показывают, что учащиеся 4 класса с трудом произносят
следующие звуки: (қ), (ғ), (ұ), (ң). За время обучения во 2–4 классах
отмечена незначительная динамика в развитии слухового восприятия
и воспроизведения специфических звуков казахского языка. Отсюда
необходимость пересмотра методов, используемых в школах для развития
слухового восприятия и формирования произношения слабослышащих
учащихся.

Загрузки

Опубликован

2025-04-01

Выпуск

Раздел

Мақалалар/Статьи/Articles