ВОЛОНТЕРСТВО КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТНЫХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ БУДУЩИХ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
DOI:
https://doi.org/10.48371/PEDS.2025.78.3.014Ключевые слова:
специальный педагог,, эмпатия,, толерантность,, рефлексивность,, профессиональное развитие, волонтер, личность, профессионалАннотация
В данной статье рассматриваются вопросы формирования педагогов, владеющих приемами и средствами индивидуальной и профессиональной подготовки специалистов нового поколения в сфере специального образования, а также направления студентов на волонтерскую работу. Однако, как показывает опыт научной работы в профессиональном образовании, развитие таких качеств является приоритетной задачей вузов. Образовательный процесс, как правило, носит знаниево-ориентированный характер и направлен на развитие предметных компетенций. Следовательно, вопрос личностного и профессионального развития будущих специалистов социальной работы становится весьма актуальным в условиях модернизации системы высшего профессионального образования. Следует отметить, что развитие комплекса таких качеств, как эмпатия, толерантность, рефлексивность в их дальнейшей профессиональной деятельности, не является целью образовательной практики, а, следовательно, и воспитания будущего специального педагога и совершенствования его практической профессиональной деятельности. Актуальность исследования объясняется, прежде всего, глобализацией социальных процессов, социально-экономической и образовательной динамикой, логикой общественного развития, характеризующейся явлениями в различных сферах жизни общества. Она инициирует стратегические направления новой парадигмы современного профессионального образования общества и государства. С точки зрения значимости для студентов, волонтерство не только помогает решать многие социальные проблемы общества, но и способствует развитию социально значимых качеств будущих специалистов, развитию их активной жизненной позиции и профессионализма. Волонтерство дает возможность познакомиться с разными группами населения, как правило, интересными и активными людьми. Учитывая специфику волонтерства в обществе, можно заполнить список индивидуальных заданий для студентов.