ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ОРГАНИЗАЦИЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Авторы

  • Рамазанова М.К. Sarsen Amanzholov East Kazahstan university
  • Китапбаева А.А. ВКУ ис. С. Аманжолова

DOI:

https://doi.org/10.48371/PEDS.2025.78.3.013

Ключевые слова:

профессиональное образование, образовательный процесс, компетентность, научно-исследовательская компетентность,, педагогический опыт, изучение учебного процесса,, методы обучения, формы обучения

Аннотация

В статье подчеркивается актуальность подготовки высококвалифицированных специалистов с научно-исследовательскими компетенциями в организациях профессионального и технического образования, развивающих современное общество. На основе анализа исследований отечественных и зарубежных ученых в области педагогики, психологии и научной социологии раскрывается сущность понятия «научно-исследовательская компетенция». Анализируются практические основы формирования научно-исследовательских компетенций у обучающихся в организациях профессионального и технического образования г. Усть-Каменогорска, т. е. формы занятий, используемые преподавателями при обучении биологии, особенности организации учебной деятельности, используемые методы и приемы, уровни развития исследовательских навыков обучающихся. Излагается работа преподавателей биологии организации технического и профессионального образования по дифференциации педагогического опыта проблемы формирования «научно-исследовательской компетенции» в своем образовательном процессе. В педагогическом исследовании приняли участие 85 преподавателей и около 250 обучающихся, результаты исследования были обработаны методами количественного и качественного анализа.

В процессе профессионального обучения выясняется, что научно-исследовательская компетенция является одной из компетенций, формирующих профессионала. Результаты исследования показали, что в настоящее время в обучении биологии в организациях профессионального и технического образования имеются широкие возможности для формирования научно - исследовательской компетентности обучающихся на основе познавательной универсальной учебной деятельности. Результаты исследования педагогического опыта преподавателей биологии показали, что задача формирования исследовательской компетентности посредством учебных действий ставится не на каждом уроке.

Биография автора

Китапбаева А.А., ВКУ ис. С. Аманжолова

б.ғ.к., қауымдастырылған профессор,  С.Аманжолов атындағы Шығыс Қазақстан Университеті,  Өскемен, Қазақстан

Загрузки

Опубликован

2025-09-30

Выпуск

Раздел

Мақалалар/Статьи/Articles