ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ОРГАНИЗАЦИЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
DOI:
https://doi.org/10.48371/PEDS.2025.78.3.013Ключевые слова:
профессиональное образование, образовательный процесс, компетентность, научно-исследовательская компетентность,, педагогический опыт, изучение учебного процесса,, методы обучения, формы обученияАннотация
В статье подчеркивается актуальность подготовки высококвалифицированных специалистов с научно-исследовательскими компетенциями в организациях профессионального и технического образования, развивающих современное общество. На основе анализа исследований отечественных и зарубежных ученых в области педагогики, психологии и научной социологии раскрывается сущность понятия «научно-исследовательская компетенция». Анализируются практические основы формирования научно-исследовательских компетенций у обучающихся в организациях профессионального и технического образования г. Усть-Каменогорска, т. е. формы занятий, используемые преподавателями при обучении биологии, особенности организации учебной деятельности, используемые методы и приемы, уровни развития исследовательских навыков обучающихся. Излагается работа преподавателей биологии организации технического и профессионального образования по дифференциации педагогического опыта проблемы формирования «научно-исследовательской компетенции» в своем образовательном процессе. В педагогическом исследовании приняли участие 85 преподавателей и около 250 обучающихся, результаты исследования были обработаны методами количественного и качественного анализа.
В процессе профессионального обучения выясняется, что научно-исследовательская компетенция является одной из компетенций, формирующих профессионала. Результаты исследования показали, что в настоящее время в обучении биологии в организациях профессионального и технического образования имеются широкие возможности для формирования научно - исследовательской компетентности обучающихся на основе познавательной универсальной учебной деятельности. Результаты исследования педагогического опыта преподавателей биологии показали, что задача формирования исследовательской компетентности посредством учебных действий ставится не на каждом уроке.