СОВРЕМЕННЫЕ ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ: ВЛИЯНИЕ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ

Авторы

  • Аманғожаева А.Б. Университет "Туран"
  • Амангожаева Е.Б.
  • Маркелова М.А.
  • Заболотникова В.Д.

DOI:

https://doi.org/10.48371/PEDS.2025.78.3.004

Ключевые слова:

интерактивное обучение, высшая школа, цифровые технологии,, кейс-стади, проектный метод, профессиональные компетенции, критическое мышление, международный опыт

Аннотация

В условиях цифровой трансформации высшего образования возрастает значение интерактивных форматов обучения, которые формируют не только академические знания, но и критическое мышление, навыки самоорганизации и цифровую грамотность. Настоящее исследование посвящено оценке эффективности пяти технологий — Flipped Classroom, Problem-Based Learning (PBL), кейс-метода, Collaborative Online International Learning (COIL) и геймификации — в университетах Казахстана. Методологическая база включает систематический обзор 72 публикаций (Scopus, Web of Science, 2015–2024 гг.), контент-анализ 18 учебных программ, интервью с 10 преподавателями и квази-эксперимент с участием 68 студентов. Экспериментальные данные зафиксировали улучшение итоговых результатов и рост активности студентов в учебном процессе. Интервью с преподавателями выявили институциональные барьеры: ограниченные ресурсы, неравномерное техническое оснащение и дефицит методической поддержки. Практическая значимость исследования заключается в предложении дорожной карты модернизации, предусматривающей развитие инфраструктуры, подготовку кадров и расширенный мониторинг вовлечённости студентов через поведенческие, когнитивные, эмоциональные, социальные и долгосрочные индикаторы. Ограничением работы является выборка, включающая только студентов городских университетов, что требует дальнейшего расширения. Результаты могут быть использованы при совершенствовании образовательных стандартов и реализации национальной стратегии цифровизации и интернационализации высшей школы.

Загрузки

Опубликован

2025-09-30

Выпуск

Раздел

Мақалалар/Статьи/Articles