ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ПУТЕМ СОЗДАНИЯ КОЛЛАБОРАТИВНОЙ УЧЕБНОЙ СРЕДЫ
DOI:
https://doi.org/10.48371/PEDS.2025.77.2.013Ключевые слова:
Коллаборация, коллаборативная деятельность, профессиональное сотрудничество, коллаборативная среда, групповая работа, коллаборация в глобальной среде, цифровые платформы в образовании, цифровая компетентностьАннотация
Улучшение качества профессиональной подготовки будущих учителей начальных классов посредством формирования коллаборативной учебной среды приобретает особую значимость в условиях стремительного развития цифровых технологий. Настоящее исследование направлено на осмысление понятия коллаборационизм в контексте педагогических наук, а также на изучение сотрудничества как ключевой формы педагогического взаимодействия.
Актуальность данного исследования обусловлена, во-первых, возрастающим интересом научного сообщества к понятию коллаборативная среда, во-вторых — необходимостью поиска эффективных путей повышения качества профессиональной подготовки будущих педагогов через реализацию принципов коллективного обучения.
Согласно поставленной цели, с использованием метода содержательного анализа были всесторонне изучены научные источники в сферах философии, социологии, психологии, менеджмента и смежных дисциплин. В результате предложены уточнённые определения таких понятий, как коллаборативная учебная среда, взаимодействие, совместная деятельность, солидарность, с учётом современных образовательных реалий.
В рамках исследования использовался комплекс теоретических и эмпирических методов: эксперимент, абстрагирование, моделирование, анкетирование, тестирование (в том числе онлайн-форматы), SWOT-анализ, экспертные заключения отечественных и зарубежных учёных, сравнительный и корреляционный анализ, факторный анализ, методы математико-статистической обработки данных, диагностика, качественная систематизация, синтез, мониторинг и оценивание.
В статье раскрываются научно-теоретические подходы к повышению качества подготовки будущих учителей начальных классов через внедрение коллаборативной учебной среды, рассматриваются инновационные и методические аспекты, определяются эффективные стратегии реализации. Представлен теоретический анализ возможности создания лабораторной формы учебной среды в университете, способной оказывать положительное влияние на профессиональную состоятельность будущего специалиста.
Кроме того, в работе обозначены перспективные направления формирования коллаборативной образовательной среды, акцент сделан на развитие навыков командной работы, эффективного взаимодействия в коллективе, значимости механизмов самоуправления и системного сотрудничества.
Разработана модель качественной коллаборативной образовательной среды, обеспечивающей подготовку уверенных в себе, инициативных специалистов, способных к проведению инновационных научно-исследовательских проектов, владеющих современными цифровыми платформами и обладающих высокоразвитыми цифровыми и креативными компетенциями.