ЦИФРОВОЕ ОБУЧЕНИЕ В ШКОЛЕ: ГОТОВНОСТЬ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ
DOI:
https://doi.org/10.48371/PEDS.2025.77.2.012Ключевые слова:
цифровое обучение в школе, цифровые технологии в образовании, проектирование урока с применением цифровых технологий, цифровые компетенции педагога, виды урока с применением цифровых технологий, онлайн-урок, смешанный урок, экспертиза цифрового образовательного контентаАннотация
В статье рассматриваются вопросы формирования готовности будущих педагогов к организации цифрового обучения. Цель статьи заключается в описании особенностей подготовки будущих педагогов к организации цифрового обучения в школе. Цифровое обучение - это новое понятие, которое включает организацию урока с применением различных технологий, при этом изменению подлежат и виды уроков (традиционный, смешанный, дистанционный, онлайн и др.).
Цифровые технологии в образовании заняли важное место и могут влиять на качество знаний обучающихся. Авторы предлагают концепцию формирования цифровой готовности студентов. Раскрывается суть цифрового обучения, что обозначает системное педагогическое и техническое проявление, влияющее на образование, в целом. Многоаспектность цифрового обучения заключается в том, что интеграция инфраструктурного, педагогического и психологического компонентов влияет на эффективность урока.
В ходе исследования проведен широкий и детальный обзор психолого-педагогической литературы и определены тенденции развития цифрового обучения. Специфика предлагаемой концепции определяется внедрением в учебный процесс вуза дисциплины «Цифровое обучение в школе», которая преподается в течение одного учебного года. Особенность дисциплины - ее практикоориентированность, занятия проводились в форме мастер-класса. В эксперименте приняли участие студенты педагогических вузов. Мониторинг проводился в 2 этапа - констатирующий и формирующий по 3 критериям, определенных как основные характеристики готовности будущего педагога, по 12 показателям. Апробация проводилась в рамках традиционного для педагогических исследований метода сравнения результатов обучения в контрольных и экспериментальных группах.