ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ РЕЧЬ – ВАЖНЕЙШЕЕ КАЧЕСТВО В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА
DOI:
https://doi.org/10.48371/PEDS.2022.64.1.004Ключевые слова:
художественное восприятие,, импровизация, интонация, коммуникативные качества речи, эмоциональная речьАннотация
В данной статье рассматривается одна из важнейших элементов профессионального мастерства будущего педагога – эмоциональная речь и ее основные составляющие, как выразительность, образность, художественность на основе различных точек зрения ученых-исследователей. Подчеркивается важность импровизации в эмоциональном воздействии на обучающихся, залогом успешности которой является глубокое знание предмета и опыт педагогической работы. Подготовленность будущего специалиста к эмоциональной речи перед аудиторией зависит от целостной организации и специфичной по содержанию учебно-педагогического процесса. Характеризуется также наличие таких показателей, как глубокий анализ выразительных особенностей поэтического текста музыкальных произведений, владение и эффективное применение художественно-образных средств в передаче словесного текста.
Особую значимость приобретают умения будущего педагога увлечь слушателей, вызвать у них потребность интенсивного переживания. Особенно это присуще музыкально-исполнительской деятельности, которая обостряет такие качества личности, как эмоциональность, способность самовыражения, исполнительская воля.
Основной формой эмоционального воздействия в школе между учителем и обучающимися выступает урок музыки, как единая совместная музыкально-творческая деятельность, разворачивающаяся в разнообразных формах общения с музыкой и другими искусствами, направленных на раскрытие общечеловеческих ценностей. Изучение музыкальных произведений на уроках, связанных с литературными источниками, требует познания не только языка искусства, но и речевого выражения. Эмоциональное слово выступает как культурный феномен, вызывая у учащихся такие психологические особенности, как абстрактное мышление, воображение, интуиция и др., акцентируя их внимание на событиях, явлениях, времени, осознании художественного языка искусства.
Большое значение в создании доверительной атмосферы при осуществлении анализа имеет эмоциональная настроенность самого учителя, его способность каждый раз переживать, открывать новое и прекрасное в музыкальном сочинении. Именно поэтому особое место принадлежит методу эмоционального воздействия, суть которого заключается в умении учителя музыки выражать свое отношение к музыкальному произведению образным словом.