ПРОЕКТИРОВАНИЕ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ
DOI:
https://doi.org/10.48371/PEDS.2022.64.1.009Ключевые слова:
проектная деятельность, педагогическое проектирование, проектирование, учебно-воспитательного процесса, педагогический процесс, педагогические ситуации, профессионализм учителяАннотация
Статья посящена изучению сущности и содержания проектной деятельности педагога в системе школьного образования. Проектирование учебно-воспитательного процесса является одним из эффективных методов осуществления педагогической деятельности. Профессионализм учителя определяется его способностью к диагностике, прогнозированию и моделированию педагогического процесса. Таким образом, сегодня учитель должен не только обучать, воспитывать и развивать личность школьника, но и владеть знаниями, умениями осуществления проектировочной деятельности и готовить обучающихся к взаимодействию с миром на основе проектирования своей деятельности.
В статье проектная деятельность проанализирована как средство изменения педагогической действительности и обеспечения личностного роста. Именно умения педагогического проектирования развивают у учителя способность к разрешению различных проблем в образовании, способствуют творческому педагогическому самоопределению, самоорганизации, самопроектированию собственного роста и педагогических достижений, повышают компетентность учителя и влияют на целостное развитие личности.
Авторы раскрывают сущность и содержание проектной деятельности учителя; дают характеристику основных видов педагогических проектов; подробно описывают этапы проектирования педагогического процесса: моделирование, проектирование и конструирование. Цель этапа моделирования - выявление возможностей совершенствования учебно-воспитательного процесса, поиска резервов повышения его эффективности и качества на основе анализа модели. По мнению авторов, на данном этапе важно выделить сущностные характеристики, важнейшие качества и компоненты учебно-воспитательного процесса, которые будут изменены в ходе реализации проекта.
На этапе проектирования деятельность выражена в конкретном плане действий. Успешность реализации программы будет зависеть от степени участия на данном этапе всех участников учебно-воспитательного процесса. Конструирование - это дальнейшая детализация созданного проекта, приближающая его для использования в конкретных условиях реальными участниками учебно-воспитательных отношений.
.