ЗНАЧЕНИЕ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ В ОБУЧЕНИИ РОДНОМУ ЯЗЫКУ
DOI:
https://doi.org/10.48371/PEDS.2022.67.4.015Ключевые слова:
диалог, диалогическое обучение, гибкие навыки, критическое мышление, креативность, коммуникация, формирование языковой личности,, общение.Аннотация
В данной статье проводится комплексный анализ научно-методических основ совершенствования обучения диалогической речи. Одной из основных целей обучения языку является научить студентов выражать свои мысли устно, сохраняя при этом хорошие манеры. Однако актуальность статьи подтверждается тем, что проблема «Культура речи учащихся» до сих пор не рассматривается как особый объект исследования. Вопросы диалогической культуры речи широко обсуждаются при подготовке конкурентоспособного поколения, в воспитании человека с жизненными навыками. Диалог является одним из наиболее эффективных средств развития устной речи при обучении родному языку. Значение диалогической речи как основной формы общения обусловлено необходимостью взаимодействия людей. В статье рассматриваются вопросы, связанные с развитием у старшеклассников умения строить диалогическую речь на родном (казахском) языке. В статье представлены результаты обучающего эксперимента, направленного на развитие гибких навыков старшеклассников посредством диалогической речи. Исследование проводилось с использованием комбинации аналитических методов. Количественные данные были получены в результате опроса студентов с множественным выбором ответов. Информация, полученная качественным методом исследования, получена на основе теоретических основ элективного курса «Диалоговая речь», содержания аудиторных заданий по обучению казахскому языку. Экспериментальное обучение проводилось в три этапа: а) подготовка, б) развитие диалогической речи, в) формирование гибких навыков учащихся. В исследовании приняли участие 90 старшеклассников. Рассмотрен вопрос построению диалога психолого-педагогического характера, формированию гибких умений за счет использования ситуационных задач. В результате исследования авторы пришли к выводу, что обучение диалогической речи требует специальной стратегии и хорошо структурированного плана урока для достижения результатов обучения языку. В статье обсуждается особое значение диалога в процессе формирования личности студента и развития его интеллектуальных, коммуникативных, духовно-нравственных качеств. Используя те или иные приемы, предполагающие диалоги, желательно постоянно акцентировать внимание на требованиях к устной речи.