ГЕНЕЗИС ПОСТДИПЛОМНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ОПЫТ КАЗАХСТАНА

Авторы

  • Сыздыкбаева А.Д. КазНПУ имени Абая
  • Абдигапбарова У.М.

DOI:

https://doi.org/10.48371/PEDS.2022.65.2.004

Ключевые слова:

педагогическая наука Казахстана, генезис постдипломного педагогического образования, подготовка научно-педагогических кадров, международная стипендия «Болашақ», магистратура, докторантура, постдокторантура

Аннотация

В статье раскрывается генезис постдипломного педагогического образования Казахстана. Авторами проанализирована отечественная история становления научной педагогической системы с 1940 года по настоящее время. Выделены знаковые фигуры подготовки научно-педагогических кадров такие как: Т.Тажибаев, Р.Г. Лемберг, К.Б. Бержанов, Г.А. Уманов, Н.Д. Хмель, Р.Д. Иржанова, И.М. Кузьменко, Б.Р. Айтмамбетова, Б.И. Муканова, А.А. Бейсенбаева, Т.С. Сабиров, Г.К. Байдельдинова, Н.Д. Иванова, Э.И. Шныбекова и др. Представлены данные Национальной библиотеки Республики Казахстан по 460 защищенным кандидатским и докторским диссертациям до 2010 года по направлению «Образование». Анализ работ показал фундаментальность, всесторонность исследований, раскрывающих методические особенности подготовки педагогов. Переломным моментом в кузнице научной подготовки педагогов оказали переход на трехступенчатую структуру высшего и послевузовского образования: бакалавриат, магистратура и докторантура и внедрение стипендиальной программы «Болашақ». Авторы раскрывают этапы развития международной стипендии «Болашақ» и критерии отбора по данной программе. Также осуществлен анализ научного потенциала, содержания профессиональной учебной программы послевузовского образования, программы постдокторантуры на примере педагогических направлений подготовки КазНПУ имени Абая.

Загрузки

Опубликован

2022-06-28

Выпуск

Раздел

Статьи