ОЦЕНКИ СФОРМИРОВАННОСТИ ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ
DOI:
https://doi.org/10.48371/PEDS.2022.66.3.008Ключевые слова:
модернизация программ подготовки педагогических кадров, профессиональный стандарт педагога, деятельностный подход, новые образовательные результаты, независимая оценка профессиональных компетенций, оценка качества образования, профессиональная педагогическая субъектность, будущие учителяАннотация
В этой статье описаны методология создания и опыт проведения независимой оценки сформированности общепрофессиональных способностей у студентов (будущих педагогов), построенной в соответствии с требованиями профессионального стандарта педагога. Обращается внимание на то, что в рамках реализации модернизации педагогического образования совместно с вузами-участниками была дважды проведена апробация системы независимой оценки сформированности профессиональных компетенций у обучающихся студентов. В работе использовались методика определения уровня индивидуальной меры рефлексивности А.В. Карпова, В.В. Пономаревой и методика диагностики мотивации обучения в вузе Т.И. Ильиной. Становление будущего педагога субъектом профессиональной педагогической деятельности определяется в числе прочего способностью к профессиональной рефлексии. Отмечается, что молодые педагоги нуждаются в профессиональном сопровождении, так как процесс вхождения в профессию связан с адаптационным стрессом, который может исказить становление профессиональной педагогической субъектности. На широком эмпирическом материале показывается выраженность составляющих мотивации к обучению студентов различных форм и ступеней образования, разных курсов обучения, а также их взаимосвязь с личностной рефлексией. Проведенный анализ позволил построить индивидуальные профили сформированности профессиональных компетенций у студентов. Утверждается, что проведенная оценка позволяет построить компетентностный профиль выпускника-будущего педагога и профиль по учебной группе, проекту; оценить успешность вуза в подготовке обучающихся к профессиональной деятельности в соответствии с требованиями профессионального стандарта педагога. Таким образом, в соответствии с поставленной целью было определено, что использование метода социально-психологического тренинга повышает уровень профессиональных способностей студентов. Результаты данного исследования могут быть рекомендованы преподавателям вузов и центров повышения квалификации, студентам педагогического профиля образования.