ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА: НЕОБХОДИМОСТЬ РАЗВИТИЯ

Авторы

  • Д.С. Какабаева ЕНУ им.Л.Н.Гумилева
  • А.Б. Абибулаева
  • А.М. Егорычев

DOI:

https://doi.org/10.48371/PEDS.2023.68.1.007

Ключевые слова:

педагог, психолог, педагог-психолог, уровень профессиональной позиции, мотивационный компонент, гностический компонент, процессуальный компонент, оценочно-рефлексивный компонент, арт-технологии, арт-терапия

Аннотация

В статье представлен анализ понятий «профессиональная позиция педагога», «профессиональная позиция психолога». На основе проведенного исследовательского и теоретического анализа объясняются суть и содержание понятия «профессиональная позиция педагога-психолога». Авторами предложены результаты первичной диагностики исследуемого феномена, которые оценивают исходный уровень профессиональной позиции будущих педагогов-психологов - студентов 1 и 2 курсов, обучающихся по образовательной программе 6В01103 «Педагогика и психология» ЕНУ им. Л.Н.Гумилева (РК, г.Астана), 6В01101 КУ им. Ш.Уалиханова (РК, г.Кокшетау) и МГПУ (РФ, г.Москва).

Для выявления уровней профессиональной позиции студентов авторы в своем исследовании опираются на критерии и компоненты формирования профессиональной позиции, представленные в исследованиях ряда ученых. На основе анализа исследований казахстанских и российских ученых (А.Ж. Сапаргалиева, О.В. Ванновская, О.И. Иванова, Н.В. Кузьмина, С.Д. Пожарский, Л.Е. Паутова, В.Т. Кудрявцев) совершенствования процесса формирования профессиональной позиции будущих педагогов-психологов выделяются компоненты профессиональной позиции студентов, такие как мотивационный, гностический, процессуальный и оценочно-рефлексивный.

Анализ исследуемой проблемы позволил авторам сделать вывод о том, что развитию и формированию профессиональной позиции будущего педагога-психолога может способствовать соответствующее современным условиям содержания образования практико-ориентированная траектория обучения и раскрытия творческого потенциала студентов, который в настоящее время является недостаточно изученным явлением в области профессиональной подготовки. Полученные результаты констатирующего этапа педагогического эксперимента показали низкий уровень сформированности профессиональной позиции студентов 1 и 2 курсов. Это свидетельствуют о том, что необходимо создавать в системе высшего образования определенные психолого-педагогические условия, направленные на совершенствование процесса подготовки будущего педагога-психолога, для чего мы предлагаем использование таких методов как арт-технология и арт-терапия.

Загрузки

Опубликован

2023-03-29

Выпуск

Раздел

Статьи