ЗНАЧИМОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ САМООРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ
DOI:
https://doi.org/10.48371/PEDS.2023.70.3.012Ключевые слова:
самоорганизация, культура самоорганизации, высшее образование, студенты педагогического вуза, учебно-профессиональная деятельность, непрерывное обучение, самообразование, педагогические условия, интегральный подходАннотация
В статье отражены современные реалии и требования рынка труда к будущим педагогам в период цифровизации и концепции непрерывного обучения. Рассмотрены определения понятий «самоорганизация» и «культура самоорганизации» и их место в психолого-педагогических исследованиях зарубежных и казахстанских ученых. Описаны основные компоненты самоорганизации учебно-профессиональной деятельности и выделены педагогические условия успешного формирования культуры самоорганизации студентов. Важными условиями успеха в образовательном процессе для студентов описаны наличие собственной ответственности за достижение положительных результатов и дисциплинированность, которая формируется непосредственно в условиях образовательной среды вуза. Выявлены трудности в процессе формирования культуры самоорганизации учебной и профессиональной деятельности студентов. Педагогам важно осознавать уникальные потребности каждого студента и создавать среду, способствующую самостоятельному обучению и организационным навыкам. Таким образом, мы можем помочь студентам развить важные навыки, которые принесут им пользу как в учебе, так и в их будущей карьере. Для рассмотрения особенностей процесса культуры самоорганизации студентов, протекающего в определенных педагогических условиях вуза, выбран интегральный подход. Представлены результаты исследования по определению уровня самоорганизации деятельности, проведенного на базе Казахского национального педагогического университета имени Абая среди студентов первого и второго курсов педагогических специальностей (n=138). Согласно Опроснику самоорганизации деятельности самые низкие и самые высокие баллы выявлены по 6 шкалам, являющимся составляющими процесса самоорганизации деятельности. Даны рекомендации для преподавателей педагогических вузов по использованию актуальных методов и форм работы, направленных на формирование устойчивой культуры самоорганизации студентов педагогических вузов.