КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ МОДЕЛЬ СТУДЕНТА/ВЫПУСКНИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Авторы

  • Г.С. Акыбаева Карагандинский университет имени академика Е.А.Букетова
  • Л.С. Сырымбетова
  • Б.А. Жетписбаева
  • А. Избасаров

DOI:

https://doi.org/10.48371/PEDS.2023.69.2.001

Ключевые слова:

компетентность, навыки, компетентностная модель, высшая школа, цифровой профиль студента, иностранный язык, дескрипторы, компоненты

Аннотация

В данной статье рассматриваются пути и возможности разработки компетентностной модели студента/выпускника высшей школы. При этом данная модель предназначена для определения контента цифрового профиля. В этом аспекте данная статья является логическим продолжением предыдущих публикаций, в которых отражены рабочие определения, данные авторами ключевых понятий, каковыми являются «цифровой профиль» и «компетентностная модель», которые легли в основу целеполагания данной статьи. В связи с этим авторы решали следующие задачи: определить набор компетенций, классифицировать и структурировать их в целях адаптации к цифровому профилю студента/выпускника высшей школы. Для решения поставленных задач были изучены навыки, необходимые человеку 21-го века, в глобальном и национальном контексте. Поэтому были рассмотрены 1) навыки, рекомендованные Всемирным экономическим форумом (ВЭФ), 2) компетенции, отраженные в Национальной рамке квалификаций Республики Казахстан (НРК РК), 3) компетенции, требуемые Государственным общеобязательным стандартом высшего образования Республики Казахстан (ГОСО РК), 4) а также других стратегически значимых национальных программ Республики Казахстан; 5) компетенции, запланированные в ряде образовательных программ казахстанских университетов. Изучение и анализ указанных документов позволил спроектировать искомую модель, в структуре которой выделены три компонента — аффективный, когнитивный и процессуальный. Дескрипторы каждого компонента прописаны и сгруппированы по обобщающим показателям: социально и профессионально значимые качества личности, учебные и научные достижения, а также академические и стартовые профессиональные умения и навыки. Построенная модель характеризуется прагматичностью, простотой, адекватностью и ингерентностью.

Поскольку искомая модель разработана в качестве контента цифрового профиля студента/выпускника высшей школы, то следующий шаг (для загрузки объективных данных в цифровой профиль) связан с разработкой критериев по уровням сформированности всех обобщенных показателей и подбором соответствующего диагностического инструментария. В силу сложности данной проблемы она становится предметом отдельной научной статьи.

Загрузки

Опубликован

2023-06-27

Выпуск

Раздел

Статьи