РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ И ОБУЧАЕМЫХ КАК ЗАЛОГ УСПЕХА СОВРЕМЕННОГО ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
DOI:
https://doi.org/10.48371/PEDS.2023.69.2.021Ключевые слова:
функциональная грамотность, коммуникативная грамотность, конкурентоспособная личность, поликультурная личность, полиязычное образование, профессиональные компетенции, обучение, предметная компетентностьАннотация
В статье рассматриваются вопросы формирования функциональной грамотности как базового всестороннего развития индивидуума в условиях современности.
Цель статьи – доказать, что формирование функциональной грамотности является сегодня основной задачей педагогического вуза. Основным направлением научного исследования являются исследования в филологической области. Основная идея научного исследования – достичь нужных результатов можно только через систематическую и каждодневную работу на уроках, лекциях и семинарах, грамотно сочетая классические педагогические и инновационные мультимедийные технологии.
Научно-практическая значимость работы заключается в том, что на современном этапе возникла необходимость в качественной подготовке специалистов, позволяющих сочетать профессиональные знания и творчество.
В ходе проведения научно-исследовательской работы использовали следующие методы: сбор информации, изучение литературы по данной проблеме, анкетирование с последующей математической обработкой и анализом полученных данных.
Результатом прошедшей практической апробации теоретических идей стал научно-методический семинар Формирование функциональной грамотности учащихся средней школы на уроках по предметам языкового цикла, проведённый 21-22 декабря 2022 года на базе КГУ Борасинская средняя школа-сад Бескарагайского района Абайской области под руководством профессора кафедры иностранных языков НАО Университет имени Шакарима г. Семей, к.ф.н. Г.К. Исмаиловой. В семинаре приняло участие 76 учителей из 21 школы Бескарагайского района области Абай.
В завершении статьи был сделан вывод, подтверждающий, что формирование функциональной грамотности является сегодня основной задачей педагогического вуза, поскольку у будущего учителя кроме предметных компетенций должны быть сформированы компетенции в области функциональной грамотности для того, чтобы он был способен формировать и развивать в будущем функциональную грамотность у обучающихся.
Ценность проведенного исследования определяется тем, что вышеназванный семинар был проведён в рамках проекта AP14871008 «Развитие функциональной грамотности обучающих и обучаемых в системе национального полиязычного и поликультурного педагогического образования» (руководитель проекта – Г.К. Исмаилова) на основе грантового финансирования по научным и (или) научно-техническим проектам на 2022-2024 годы.
Практическое значение итогов работы заключается в том, что данная статья адресована учителям языковедческих предметов и литературы, а также преподавателям филологических дисциплин и будет полезной докторантам, магистрантам и обучающимся педагогического и филологического направления.