ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РОЛЕВЫХ ИГР В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА
DOI:
https://doi.org/10.48371/PEDS.2024.72.1.005Ключевые слова:
личностная парадигма, компетентностный подход, активные методы обучения, ролевые игры, высшее образование, интегративные тенденции, опыт, использованиеАннотация
Статья посвящена вопросам практического применения ролевых игр в процессе обучения говорению, в качестве одного из наиболее важных аспектов изучения профессионально-ориентированного русского языка в неязыковом вузе для подготовки специалистов XXI века. Развитие отечественного высшего профессионального образования характеризуется его переориентацией на личностную парадигму и компетентностный подход как приоритетный. Идея совершенствования образовательной системы высших учебных заведений предполагает включение интерактивных методов обучения, которые формируют базовые компетенции, позволяющие будущим специалистам самостоятельно овладевать знаниями, максимально приближенными к практической деятельности. В связи с вышеизложенным в современной педагогической практике применяются активные и интерактивные методы и формы обучения, которые должны составлять не менее 5 процентов аудиторных занятий.
Курс обучения, проведенный в интерактивном режиме, позволяет включить всех обучающихся в работу, обеспечить каждому посильное участие в решении моделируемых проблем. Исследуемые методы эффективно применяются при личностно-ориентированном подходе обучения, поскольку предполагают коллективное обучение и обучение в сотрудничестве. В таком сообучении и педагог, и обучающийся являются главными субъектами учебного процесса.
Таким образом, настоящее исследование доказывает целесообразность применения ролевых и деловых игр проблемной направленности при обучении русскому языку студентов технических вузов, которые достаточно продуктивны в системе обучения языкам. Эффективность применения ролевых игр выражается в моделировании общественно значимых отношений между участниками игры, в умении применять знания, творчество, практические умения выражать свои мысли на русском языке. Вместе с тем развивает критическое и творческое мышление обучающихся.