ФОРМИРОВАНИЕ ЦИФРОВОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
DOI:
https://doi.org/10.48371/PEDS.2023.70.3.020Ключевые слова:
цифровизация, младшие школьники, образовательная среда, цифровая грамотность, информационно-компьютерная грамотность, цифровая образовательная среда, цифровые технологии, цифровые образовательные ресурсыАннотация
Актуальность исследуемой в статье проблемы обусловлена влиянием на систему образования цифровизации. Важность и необходимость формирования цифровой грамотности учащихся младшего школьного возраста неоспоримы, поскольку это требование современности, а также является важным фактором социализации личности в цифровом обществе, позволяющим успешно преподавать в современной образовательной среде. В статье авторы обращают внимание на важность формирования цифровой грамотности младших школьников в условиях цифровой образовательной среды. Раскрывается сущность понятий «цифровая грамотность», «цифровая образовательная среда» на основе анализа исследований казахстанских и зарубежных ученых. Проанализированы результаты опроса младших школьников, учителей с целью выяснения степени самостоятельности обучающихся при использовании цифровой образовательной среды, безопасности, целевого назначения применения цифровых технологий и других аспектов. Выделены ключевые навыки в структуре цифровой грамотности: навыки понимания и использования информации, навыки оценки информации, систематизации цифровых источников, цифровая навигация, навыки создания информации, навыки цифровой безопасности. В качестве компонентов цифровой образовательной среды авторами определены цифровые технологии, цифровые образовательные ресурсы, общение, педагогические технологии. Выявлены возможности образовательной среды в формировании цифровой грамотности младших школьников: смысловые (понимание цели применения цифровых технологий, норм безопасности); предметно-материальные (обеспечение условий цифровой среды), социальные (сообщества, общение); технологические (методы формирования цифровой грамотности младших школьников с помощью цифровых технологий и ресурсов). В статье дается обзор источников в области формирования цифровой грамотности с использованием научных методов, проводится анкетирование, анализ результатов исследований и выводы.