ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ПОМОЩЬЮ ТЕХНОЛОГИИ «MINDMAPPING»
DOI:
https://doi.org/10.48371/PEDS.2023.71.4.023Ключевые слова:
технология Mindmapping, мышление, ментальная карта, творческое мышление, память, анализ информации, новая идея, ассоциация,, эксперимент, начальная школаАннотация
В целях определения актуальности нашего исследования проанализированы навыки критического мышления, творческого мышления и процессы, направленные на создание новых инновационных идей, предусмотренных государственным общеобязательным стандартом начального образования и профессиональным стандартом «Педагог». Проблема формирования умственных и мыслительных навыков младших школьников в образовательном процессе является актуальной. Ведь навыки творческого мышления, критического мышления, позитивного мышления, выраженные в образовательном стандарте, позволяют гармонично развиваться личности младшего школьника. В этой связи цель статьи - рассмотреть важность технологии «Mindmapping», которая развивает мышление при реализации системы образования. Для достижения этой цели рассмотрены типы технологий «Mindmapping»: интеллектуальная карта, менальная карта, карты знаний, которые позволяют полностью дифференцировать информацию, строить планы, разрабатывать проекты, предлагать новые идеи. В статье рассматривается технология «Mindmapping» - аналитический инструмент, развивающий мышление. Авторы статьи провели контент-анализ работ отечественных ученых и зарубежных ученых-психологов, которые рассматривали проблему исследования, их определения «ментальной карты». За основу были взяты положения, эффективные моменты и конкретные вопросы, предложенные Т.Бьюзеном при составлении ментальной карты. В целях определения значимости технологии «Mindmapping» в учебном процессе была проведена опытно-экспериментальная работа с 58 учащимися 4 класса школы-лицея №23 им. З.Космодемьянсая, проанализированы сравнительные результаты констатирующего и контрольного этапов эксперимента. Также было предложено несколько заданий, основанных на построении ментальной карты, проведенной на формирующем этапе. Результаты, полученные в результате исследования на контрольном этапе опытно-экспериментальной работы, доказали эффективность заданий, направленных на построение ментальных карт в формировании навыков мышления младших школьников.