ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ И НАСТАВНИКОВ ИНЖЕНЕРНЫХ И ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫХ ДУАЛЬНЫХ ПРОГРАММ
DOI:
https://doi.org/10.48371/PEDS.2024.72.1.001Ключевые слова:
дуальное обучение, компетенции, коммуникация, повышение квалификации, преподаватель профессиональных дисциплин, мотивация, наставник, навыки, оценивание, образовательные технологии, обратная связьАннотация
Современные социальные, экономические, технологические трансформации оказывают существенное влияние на процесс подготовки инженерных и естественно-научных кадров, среду обучения, потребности обучающихся. В сложившихся условиях преподаватели профессиональных дисциплин, наставники от компаний, участвующие в дуальном обучении студентов, должны иметь возможность для дополнительной профессиональной подготовки и совершенствования универсальной компетентности в рамках программ повышения квалификации и непрерывного обучения с использованием различных форм сетевого взаимодействия между вузами/колледжами и предприятиями, а также путем обеспечения им доступа к различным источникам знаний для самообучения и саморазвития, условий для сотрудничества и обмена опытом и идеями, возможностей для профессиональных стажировок, создания механизмов актуализации системы мотивации и поощрения. В соответствии с этим целью данного исследования являлся анализ основных подходов к разработке и реализации программ повышения квалификации преподавателей профессиональных дисциплин и наставников от предприятий/компаний, участвующих в дуальном обучении студентов, экспериментальная проверка их эффективности. Для достижения поставленной цели в работе рассмотрены компоненты, сущности, подходы к развитию универсальной компетентности и профессиональной грамотности преподавателей профессиональных дисциплин вузов/колледжей и наставников обучающихся от предприятий/компаний, определены факторы, влияющие на качество программ повышения квалификации и их привлекательность, проведен анализ мотивационных аспектов обучения преподавателей и наставников на курсах повышения квалификации, определены потребности преподавателей и наставников в профессиональном развитии.
Научная и практическая значимость проведенного исследования заключаются в том, что его результаты позволили предложить структуру программ повышения квалификации, направленных на совершенствование универсальной компетентности и профессиональной грамотности преподавателей и наставников дуальных программ инженерного и естественно-научного профилей, определить и обосновать требования к содержанию основных модулей программ, выявить показатели эффективности и привлекательности программ повышения квалификации, а также наиболее значимые факторы, обеспечившие заинтересованность слушателей в апробируемых программах повышения квалификации, дифференцировать и уточнить основные навыки и компетенции, необходимые как наставнику, так и преподавателю профессиональных дисциплин. В работе предложены универсальные критерии и подходы, которые дают возможность провести анализ и внести необходимые изменения в содержание программ и организацию курсов повышения квалификации, что обеспечивает их ценность при использовании в системе дополнительного образования.