КОМФОРТНАЯ СРЕДА ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЦЕЛЕВЫХ УСТАНОВОК УЧИТЕЛЯ В ФОРМИРОВАНИИ СИСТЕМЫ ПОЗИТИВНЫХ ОТНОШЕНИЙ
DOI:
https://doi.org/10.48371/PEDS.2025.77.2.015Ключевые слова:
студенты с особыми образовательными потребностями, инклюзивное образование, комфортная среда, коммуникативная толерантность, позитивное отношение, адаптированные учебные планы и программы, саморазвитие, система целевых установокАннотация
В ходе статьи авторы рассматривают возможности создания комфортной среды как один из основных факторов, это один из рациональных способов развития целевых установок учителей для создания системы позитивных отношений в инклюзивной образовательной среде. Основная цель научного исследования – создание комфортной образовательной среды и изучение ее влияния на формирование системы позитивных отношений путем развития целенаправленных установок учителей. В ходе исследования авторы провели теоретический анализ что такое комфортная среда, ее основные аспекты и возможности, факторы, влияющие на формирование системы позитивных отношений, возможности развития целевых установок педагогов. Комфортная среда рассмотрена в направлении создания инклюзивной образовательной среды, проведен сравнительный анализ возможностей развития целевых установок педагога в образовательной среде. В своих исследованиях авторы показали, на каком уровне комфортная среда влияет на профессиональное развитие учителя, повышая внутреннюю и внешнюю мотивацию и создавая необходимые взаимоотношения между обучающимися. Показана важность комфортной среды для повышения уверенности учителя в своих силах, укрепления профессиональных знаний и умений для будущего развития. Факторы создания комфортной среды основаны на эффекте создания среды доверия и способов сотрудничества между преподавателями и учениками. Кроме того, авторы проанализировали прямое влияние целвых установок (эмоциональной устойчивости, построения отношений, направленности на создание психологически комфортной атмосферы), создаваемых на постоянной основе у учителя, в свою очередь, на создание положительных отношений в коллективе. Прикладной характер исследования обоснован результатами, проведенными среди директоров школ, результаты, полученные в ходе исследования, могут стать основой для проведения эффективных изменений на уровне школы в будущем. Для обработки результатов исследования использовались онлайн-платформа Google, шкала SACERS и The Teacher Efficacy for Inclusive Practices (TEIP).
В результате исследования авторы установили, что создание инклюзивной комфортной среды является не только показателем уровня личностного и профессионального развития педагога, но и средством создания позитивной атмосферы в этой среде, позитивных взаимоотношений между обучающимися, что, в свою очередь, является основным фактором организации качественного образовательного процесса и эффективным средством создания комфортной среды для каждого.