РАЗВИТИЕ У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЦИФРОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПОСРЕДСТВОМ ИНТЕРАКТИВНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ
DOI:
https://doi.org/10.48371/PEDS.2025.78.3.022Ключевые слова:
цифровые технологии, будущий педагог, образовательная подготовка, цифровая грамотность, компетенция, образовательный курс, начальная школа, педагогическое образованиеАннотация
Навык интегрировать в образовательный процесс цифровые технологии является одним из ключевых навыков XXI века, обязательным для практикующего педагога. Однако исследования показывают, что несмотря на технологический прогресс, в настоящем времени компетенции учителей, связанные с цифровыми технологиями, требуемому уровню, к сожалению, не соответствуют. В текущем исследовании изучается и оценивается обучение, которое организовано для совершенствования цифровых компетенций будущих педагогов начального образования и углубленного изучения этих компетенций на основе фреймворка DigCompEdu. В исследовании приняли участие 29 студентов (4-ый курс, бакалавриат), обучающиеся на очном отделении по образовательной программе 6В01301 – «Педагогика и методика начального обучения» Жетысуского университета имени И. Жансугурова, посещавших 14-недельный курс «Интерактивные технологии в образовании». В рамках курса студенты выполняли задания, составляли опросники и портфолио, а также писали рефлексивный отчёт, по результатам которого исследователь присваивал каждому студенту определённый уровень владения компетенциями. В результате участники научились выбирать, создавать и организовывать цифровые ресурсы, и при этом брать во внимание конкретную цель обучения, соответствующий педагогический подход, контекст и потребности учащихся; узнали, какие цифровые технологии позволяют следить за успеваемостью учеников, чтобы в случае необходимости скорректировать процесс обучения. Сделан вывод о том, что требуется обратить внимание на опыт в составлении индивидуальных учебных планов, которые позволят будущим педагогам учитывать все индивидуальные предпочтения и потребности своих учеников в обучении с помощью соответствующих цифровых ресурсов.