НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ МУЛЬТИМОДАЛЬНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ ВТОРОМУ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
DOI:
https://doi.org/10.48371/PEDS.2025.77.2.028%20%20%20Ключевые слова:
мультимодальность, второй иностранный язык, стили обучения, типы восприятия, мультимодальные приемы, межкультурная компетенция, дифференциация, «soft skills»Аннотация
Залогом результативного формирования компетентности будущего учителя иностранного языка является совершенствование методики преподавания и интеграция в нее новых технологий. В статье рассматривается значение совершенствования методики преподавания второго иностранного языка в контексте образовательной программы (далее ОП) «Иностранный язык: два иностранных языка». Подчеркивается роль второго иностранного языка (далее ВТИЯ), как ключевой составляющей ОП, соответствующей стратегии подготовки многопрофильных специалистов. Основной целью исследования является обоснование перспективности и интеграции мультимодального подхода в преподавании ВТИЯ в вузах, предлагаются методы мультимодального подхода, способствующие эффективному обучению ВТИЯ студентов. В статье предлагаются и оцениваются некоторые аспекты мультимодального подхода для студентов с государственным языком обучения, изучающих немецкий язык как ВТИЯ. Для решения поставленных задач был проведен анализ зарубежной и отечественной научной литературы по теории мультимодальности. Смешанный метод, качественный и количественный анализ данных наблюдения, онлайн-опроса среди студентов 2, 3 курса ОП «Иностранный язык: два иностранных языка» позволили определить степень важности изучения ВТИЯ и его место в иноязычном образовании, обосновать необходимость совершенствования методики преподавания ВТИЯ, интегрировать мультимодальные приемы с учетом различных каналов восприятия на практических заданиях. Их эффективность в обучении ВТИЯ была подтверждена методом шкалирования Лайкерта. Количественные и качественные данные показали эффективность примененных методов. Апробированные методы характеризуются как средства продуктивной методики обучения ВТИЯ. Работа подчеркивает немаловажность продуманного отбора методов и заданий с учетом различных каналов восприятия.