«ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА ПОСРЕДСТВОМ ЭВРИСТИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ И ЦИФРОВЫХ РЕСУРСОВ
DOI:
https://doi.org/10.48371/PEDS.2025.78.3.006Ключевые слова:
исследовательская компетентность, преподаватели иностранных языков, эвристический подход, цифровые ресурсы, проблемно-ориентированное обучение, рефлексия, критическое мышление, педагогическое образованиеАннотация
В статье рассматривается проблема формирования исследовательской компетенции будущих учителей иностранного языка в условиях цифровизации образования. Современные требования к профессиональной подготовке специалистов предполагают развитие у студентов не только предметных знаний, но и навыков исследовательской деятельности, критического мышления, самостоятельности и креативности. Особое внимание уделяется эвристическому подходу, который позволяет организовать учебный процесс как процесс поиска, открытия нового знания и самостоятельного решения исследовательских задач. Он направлен на формирование у студентов исследовательского стиля мышления и готовности к постоянному профессиональному развитию.
Использование цифровых ресурсов придает эвристическому подходу практико-ориентированный характер. Цифровая среда обеспечивает доступ к разнообразным источникам информации, интерактивным инструментам анализа и визуализации данных, а также создает условия для совместной проектной и исследовательской деятельности. Показано, что сочетание эвристического подхода и цифровых средств способствует развитию у студентов таких ключевых умений, как постановка целей и задач исследования, критический анализ информации, систематизация знаний, формулирование аргументов и выводов.
Кроме того, применение цифровых инструментов расширяет возможности для рефлексии, самооценки и представления результатов исследования в различных форматах. Таким образом, интеграция эвристического подхода и цифровых ресурсов выступает важным и эффективным условием формирования исследовательской компетенции, что особенно актуально в подготовке будущих учителей иностранного языка, работающих в инновационной образовательной среде.