ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ: РОЛЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
DOI:
https://doi.org/10.48371/PEDS.2025.77.2.002Ключевые слова:
коммуникативная компетентность, образовательные технологии, интерактивное обучение, цифровые платформы, профессиональная подготовка, soft skills, эмоциональный интеллект, педагогический дизайн, рефлексивная практикаАннотация
Формирование коммуникативной компетентности является важнейшей составляющей профессиональной подготовки будущих педагогов-психологов, поскольку эффективные коммуникативные навыки необходимы для успешного взаимодействия со студентами, коллегами и родителями. В данной статье рассматривается роль образовательных технологий в развитии коммуникативных умений, акцентируя внимание на эффективности интерактивных методов, таких как кейс-методы, ролевые игры, дебаты и цифровые образовательные платформы. В исследовании использован смешанный метод, включающий анкетирование преподавателей и фокус-групповое обсуждение со студентами, что позволило получить целостное представление о текущем состоянии, проблемах и возможностях внедрения этих технологий. Результаты исследования показали, что интерактивные методы обучения способствуют значительному развитию вербальной и невербальной коммуникации, критического мышления и навыков командной работы у студентов. Однако выявлены и определенные барьеры, препятствующие их полноценной интеграции в образовательный процесс. Среди основных проблем отмечены ограниченность аудиторного времени, нехватка технологических ресурсов, а также различный уровень вовлеченности и уверенности студентов в собственных коммуникативных возможностях. Кроме того, преподаватели указывают на необходимость более четкой методической поддержки и повышения квалификации для эффективного использования цифровых и интерактивных инструментов. Для решения этих задач в исследовании обоснована необходимость комплексного подхода, включающего инновационные изменения в учебных программах, непрерывное профессиональное развитие преподавателей и интеграцию адаптивных образовательных технологий. В перспективе предлагается исследовать возможности использования искусственного интеллекта, виртуальной и дополненной реальности, а также персонализированных цифровых образовательных сред для дальнейшего совершенствования формирования коммуникативной компетентности будущих педагогов-психологов. Дальнейшие исследования должны быть направлены на разработку и апробацию новых педагогических моделей, позволяющих максимально эффективно использовать современные технологии для создания более увлекательного и результативного образовательного процесса.