ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН: ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ

Авторы

  • Тамабаева М.К. КарУ им. академика Е.А. Букетова
  • Абильдина С.К. Е.А. Бөкетов атындағы Қарағанды университеті, Қарағанды, Қазақстан
  • Жекибаева Б.А. Е.А. Бөкетов атындағы Қарағанды университеті Қазақстан Республикасы

DOI:

https://doi.org/10.48371/PEDS.2025.78.3.005

Ключевые слова:

инклюзивное образование, правовые основы,, особые образовательные потребности, Казахстан, педагогические кадры, доступность образования, международные стандарты, образование

Аннотация

В статье рассматривается современное состояние и правовые основы инклюзивного образования в Республике Казахстан. Цель исследования заключается в комплексном анализе международных и национальных нормативно-правовых актов, регулирующих инклюзивное образование, выявлении проблемных зон, таких как дефицит педагогических кадров, недостаточная подготовка специалистов и региональные диспропорции, а также определении перспектив дальнейшего развития инклюзивной образовательной среды. Методология исследования основана на анализе и синтезе международных документов, включая Конвенцию ООН о правах ребенка и Конвенцию о правах инвалидов, национальных законов «Об образовании», «О правах ребенка» и «О социальной и медико-педагогической поддержке детей с ограниченными возможностями», а также статистических данных о деятельности дошкольных, средних и профессиональных образовательных организаций. Анализ показал положительную динамику внедрения инклюзивных практик, рост числа учреждений, создающих условия для инклюзии, а также увеличение контингента детей и студентов с особыми образовательными потребностями. В то же время выявлены ключевые проблемы: недостаток квалифицированных специалистов, региональные различия в обеспечении инклюзивной среды и необходимость формирования инклюзивной культуры в обществе. Полученные результаты имеют теоретическую ценность для развития научных основ инклюзивного образования и практическую значимость для совершенствования образовательной политики, планирования подготовки педагогических кадров и организации образовательного процесса с учетом разнообразных потребностей обучающихся.

Биографии авторов

Абильдина С.К., Е.А. Бөкетов атындағы Қарағанды университеті, Қарағанды, Қазақстан

Педагогика ғылымдарының докторы, профессор, Е.А. Бөкетов атындағы Қарағанды университеті, «Бастауыш оқытудың педагогикасы мен әдістемесі» кафедрасы Қарағанды, Қазақстан

Жекибаева Б.А., Е.А. Бөкетов атындағы Қарағанды университеті Қазақстан Республикасы

Педагогика ғылымдарының кандидаты, Е.А. Бөкетов атындағы Қарағанды университетінің «Бастауыш оқытудың педагогикасы мен әдістемесі» кафедрасының профессоры, Қазақстан Республикасы

Загрузки

Опубликован

2025-09-30

Выпуск

Раздел

Мақалалар/Статьи/Articles