РАЗРАБОТКА МЕТОДИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ КИБЕРБУЛЛИНГА

Авторы

  • Беркимбаев К. М.
  • Боранбаева А. Р.
  • Бекболат М. С. Khoja Akhmet Yassawi International Kazakh-Turkish University
  • Берди Д. К.

DOI:

https://doi.org/10.48371/PEDS.2025.77.2.010

Ключевые слова:

кибербуллинг, подростковый возраст, цифровое пространство, компьютерные игры, интеллектуальное мышление, буллинг, онлайн-агрессия, профилактика

Аннотация

В статье рассматривается разработка комплексной методической системы предупреждения кибербуллинга на основе анализа теоретических, психологических, правовых и педагогических аспектов данного явления. В теоретической части обобщены мнения и определения кибербуллинга, предложенные отечественными и зарубежными учеными, и выделены его ключевые формы: анонимные оскорбления, шантаж, троллинг, искажение информации, использование онлайн-игр для давления и постоянная доступность жертвы. Подчеркивается, что жертвы кибербуллинга испытывают как кратковременные (стресс, тревожность, проблемы со сном), так и долгосрочные (депрессия, снижение самооценки, ухудшение успеваемости) психологические и физические последствия. Эмпирическая часть исследования проводилась среди учащихся 11–17 лет и их родителей в пяти школах Алматы с помощью онлайн-анкеты Google Forms (n = 312). Результаты показали, что 61,9 % родителей хорошо осведомлены о проблеме кибербуллинга, а 60,9 % считают её актуальной и требуют разработки специальных профилактических программ. Более 78 % участников отметили необходимость оказания психологической поддержки жертвам, а 72 % — внедрения программ превентивного обучения в школах. На основе этих данных предложена шестиступенчатая модель профилактики, включающая: 1) тренинги по цифровой грамотности, 2) психологические семинары и группы поддержки, 3) правовое просвещение и разъяснение норм ответственности, 4) технический мониторинг с помощью мобильного приложения «SafeNet», 5) информационные кампании в СМИ и школьных сетях, 6) межведомственное взаимодействие между школами, семьями и социальными службами. Пилотное внедрение предложенной системы в нескольких школах показало снижение зарегистрированных случаев кибербуллинга на 34 %. Таким образом, методическая система объединяет психологическую поддержку, педагогические инструменты, правовую базу и технические решения, позволяя эффективно обеспечивать безопасность подростков в цифровом пространстве. В перспективе важны исследования её долгосрочного влияния в различных регионах и дальнейшая доработка программы.

Загрузки

Опубликован

2025-06-27

Выпуск

Раздел

Мақалалар/Статьи/Articles