ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ДИРЕКТОРОВ ШКОЛ: МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРАКТИКИ И КАЗАХСТАНСКИЙ КОНТЕКСТ
DOI:
https://doi.org/10.48371/PEDS.2025.77.2.034%20%20Ключевые слова:
квалификация директоров школ, современный директор, качества директора школы, критерии лидерства, модернизация, руководитель, приоритетАннотация
В условиях постоянных изменений и повышения требований к качеству образования возрастает потребность в профессионально подготовленных, устойчивых и гибких школьных лидерах. Настоящее исследование направлено на выявление и анализ актуальных потребностей директоров школ и их заместителей в содержании и форматах программ повышения квалификации. В основу статьи положен обзор международной и казахстанской литературы, подтверждающий, что эффективность образовательных реформ во многом зависит от качества подготовки и профессионального сопровождения управленческого звена. Наряду с этим были проанализированы результаты анкетирования 131 школьного руководителя из различных регионов Казахстана, что позволило выявить приоритетные направления профессионального развития.
Среди наиболее востребованных компетенций респонденты назвали стратегическое мышление, эмоциональный интеллект, готовность к принятию решений в условиях неопределённости, лидерство в инновациях и навыки эффективной коммуникации. Анализ открытых ответов показал чёткий запрос на контекстно чувствительные, практико-ориентированные и модульные формы обучения, обеспечивающие интеграцию теоретических знаний и реальных управленческих задач. Руководители подчёркивают важность включения в обучение инструментов командной работы, наставничества, анализа кейсов, работы с данными и стратегического планирования. Выявлены барьеры для внедрения инноваций: слабая инфраструктура, кадровый дефицит и недостаток мотивации.
В статье представлены примеры успешных практик, связанных с цифровой трансформацией, проектной деятельностью учащихся, инклюзией и формированием исследовательской культуры. Эти данные стали основой для разработки рекомендаций по модернизации курсов повышения квалификации, которые должны стать элементом целенаправленной политики в сфере развития образовательного лидерства.