АКАДЕМИЧЕСКОЕ ПИСЬМО С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИИ В ПРИКЛАДНОЙ ЛИНГВИСТИКЕ И В ЯЗЫКОВОЙ ОБРАЗОВАНИИ: ОБЗОРНАЯ СТАТЬЯ
DOI:
https://doi.org/10.48371/PEDS.2025.78.3.010Ключевые слова:
Академическое письмо, академическое письмо с использованием ИИ, прикладная лингвистика, высшее образование, обзорная статья, языковое образование, искусственный интеллект (ИИ), ChatGPTАннотация
Данный обзорный анализ посвящён исследованию ключевых понятий и методологических подходов к изучению научного письма с применением искусственного интеллекта (ИИ), с акцентом на контекст прикладной лингвистики и языкового образования в Казахстане. Целями исследования являлись: выявление ключевых концепций, систематизация методов, оценка новых тенденций, выявление пробелов и несоответствий, а также разработка рекомендаций для улучшения практики. Включённые исследования, отобранные по модели PCC (Population-Concept-Context), касаются использования ИИ инструментов в научном письме среди казахстанских исследователей, преподавателей и студентов. Были исключены работы, не относящиеся к академическому письму, казахстанскому контексту или соответствующим научным областям. Поиск проводился в апреле 2025 года в базах Scopus, Google Scholar, IEEE, а также в местных источниках, и материалах конференций (2021–2025 гг.) на английском языке. Всего было проанализировано 40 релевантных источников с использованием тематического анализа и нарративного синтеза. Основное внимание исследований было направлено на высшее образование и использование таких инструментов, как ассистенты для написания на основе искусственного интеллекта, программы для проверки грамматики и программное обеспечение для обнаружения плагиата в академическом публикационном процессе. Результаты показали растущий, но осторожный интерес к ИИ-технологиям, с акцентом на повышение качества письма, проблемы плагиата и необходимость чётких нормативов. Обзор подчёркивает значимость локализованных исследований, развития институциональной политики и подготовки преподавателей для этичного и эффективного внедрения ИИ в академическое письмо.