ПРЕПОДАВАНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ЭПОХУ ИИ. ЗАПАДНЫЙ ПРЕДРАССУДОК, ЗАКРЕПЛЕННЫЙ В CHATGPT
DOI:
https://doi.org/10.48371/PEDS.2025.77.2.019Ключевые слова:
международные отношения, искусственный интеллект, ChatGPT, западноцентризм, эпистемическая предвзятость, ИИ в образовании, критическая педагогика, нарративная асимметрия, грамотность ИИ, перспективы глобального югаАннотация
В этой статье критически рассматриваются педагогические последствия интеграции генеративного искусственного интеллекта (ИИ), в частности ChatGPT, в преподавание международных отношений (МО) на университетском уровне. Хотя ChatGPT предлагает явные преимущества с точки зрения доступности, скорости и помощи в исследованиях и мозговом штурме, он далек от нейтрального образовательного инструмента. Обучение ИИ на преимущественно англоязычных, опубликованных на Западе данных, включая источники из академических кругов, СМИ и аналитических центров США, воспроизводит западное либеральное мировоззрение, которое формирует международную политику посредством выборочных нарративов и идеологических предположений. Это включает в себя предпочтение западным институтам и субъектам (например, НАТО, США и их союзникам) как легитимным и законным, в то время как незападные государства (например, Россия, Китай, Иран) изображаются как агрессивные или ревизионистские.
В статье утверждается, что использование ChatGPT без критического осмысления рискует воспроизводить несбалансированные мировоззрения и укреплять существующие иерархии власти в классе. В ней рассматривается, как ChatGPT отражает западные эпистемологические основы, включая реалистические и либеральные парадигмы международных отношений (МО), и иллюстрирует нарративные предубеждения посредством сравнительных тематических исследований (например, Ирак 2003 против Крыма 2014, Косово против Донбасса, Газа против Украины). В статье подчеркивается важность развития грамотности в области ИИ среди студентов, обучения их распознаванию ограничений и идеологических предубеждений контента, созданного ИИ.
Наконец, в статье предлагаются практические шаги для педагогов: дополнение использования ИИ разнообразными незападными источниками; использование инструментов ИИ для критического сравнения, а не в качестве авторитетных голосов; и пропаганда большей прозрачности в разработке ИИ и управлении данными. Эти подходы направлены на содействие более критическому, плюралистическому и рефлексивному образованию в области ИО в эпоху ИИ.