ПРОБЛЕМА ИЗМЕРЕНИЯ И ОЦЕНКИ КОМПЕТЕНЦИЙ В ВЫСШЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
DOI:
https://doi.org/10.48371/PEDS.2023.69.2.002Ключевые слова:
Компетентностный подход, внедрение компетентностного подхода в высшей школе, компетенции, оценка результатов обучения, измерение сформированности компетенций, валидность, оценка компетенций, инструменты оценкиАннотация
Оценка результатов образовательной деятельности является одной из самых обсуждаемых, дискуссионных и нерешенных проблем в образовании. Целью данной статьи является анализ методов и технологий измерения сформированности компетенций и оценки образовательных результатов. Для внедрения компетентностного подхода требуются серьезные коррективы в образовательный процесс, которые должны быть связаны с изменениями в методах преподавания и оценивания. Оценка качества подготовки студентов предполагает оценку уровня освоения дисциплин и оценку компетенций студентов. Для построения системы оценки индивидуальных образовательных достижений учащихся используются критериальный подход и операционный подход. Разработка модели компетенций необходима для определения набора способностей и характеристик учащегося, кластерных и профильных компетенций. Компетентностная модель определяет планируемые уровни формирования профессиональных компетенций и критерии их оценки. Содержательное описание отражает структурные элементы компетенции в соответствии с ее уровнями, основанными на категориях таксономии целей обучения Блума. Поскольку профессиональные компетенции невозможно наблюдать непосредственно, используются образовательные мероприятия, которые позволят сделать достоверные выводы об уровне сформированности профессиональных компетенций студентов. В данной статье рассматриваются ситуационные, интегрированные и практико-ориентированные комплексные задания для формирования и оценки профессиональных компетенций студентов. Современные программные средства автоматизируют обработку данных; их работа основана на использовании модели Раша. Система оценивания уровней сформированности компетенций состоит из принципов, инструментов оценивания и форм оценивания. Процесс оценивания компетенций можно представить в виде последовательности взаимосвязанных этапов: разработка модели компетенций, требований к уровням компетенций, инструментов и технологий оценивания. Также важно обеспечить надежность и обоснованность процедуры оценки.