ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИИ АКАДЕМИЧЕСКОГО ПИСЬМА У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
DOI:
https://doi.org/10.48371/PEDS.2023.68.1.015Ключевые слова:
академическое письмо, компетенция, иноязычное письмо, наукометрические базы данных, академическая грамотность, научный текст, дискурс, научная коммуникацияАннотация
В данной статье представлено относительно новое для казахстанской системы образования направление – академическое письмо. Для определения понятийной сущности категории «академическое письмо» был проведен краткий анализ некоторых научных работ, посвященных данной теме; поднят вопрос о важности внедрения данной дисциплины в образовательные программы ВУЗов РК; выявлены наиболее сложные области в формировании компетенции академического письма среди студентов бакалавриата и магистратуры программы «Подготовка педагогов иностранного языка»; определены и описаны факторы, вызывающие трудности в академическом письме. Исследование проводилось в форме опроса, в котором приняли участие 38 студентов. Данные были собраны с помощью полуструктурированных анкет, разработанных авторами на основе анализа литературы по теме, и в которые были включены вопросы с множественным выбором и открытые вопросы, охватывающие проблемы, с которыми сталкиваются студенты в процессе изучения академического письма, а также выявляющие факторы, лежащие в основе этих проблем. Также были проанализированы открытые отзывы респондентов. Анализ ответов проводился с помощью Google Forms.
Результаты анализа данных выявили наиболее частые трудности, с которыми сталкиваются будущие педагоги иностранного языка при формировании компетенции академического письма. Если анализ результатов ответов респондентов показал, что такие темы, как организация идей, определение типов текста, применение стилистических приемов, грамматических конструкций и академического вокабуляра, правильное цитирование научных источников не вызывают серьезных проблем в процессе обучения, то такой навык, как использование наукометрических баз данных, а также вопрос компетентности преподавателя и несоответствие содержания дисциплины тем требованиям, которые предъявляются молодым ученым при публикации научных работ, вызывают большие затруднения у студентов, как в процессе обучения, так и в будущем, и оставляют открытым вопрос о качестве вышеперечисленных приобретенных навыков.