ФОРМИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ УЧАЩИХСЯ ПОСРЕДСТВОМ ПОЗИТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ
DOI:
https://doi.org/10.48371/PEDS.2023.70.3.027Ключевые слова:
позитивное мышление, эмоциональная устойчивость, резильентность, саморазвитие, дети, подростки, дискрептивный обзор, психологияАннотация
В отечественной и англоязычной литературе много говорится о необходимости формирования резильентности школьников, однако практически отсутствуют работы, которые бы суммировали эмпирические данные об эффективности соответствующих программ, включающих в себя техники позитивной психологии. В исследовании использована методология дескриптивного, суммирующего обзора литературы, предложенная Arksey & O’Malley. Целью настоящего дескриптивного обзора литературы был синтез результатов эмпирических исследований по теме для ответа на исследовательский вопрос: эффективны ли экспериментальные воздействия, включающие практики развития позитивного мышления детей и подростков, для повышения их эмоциональной устойчивости? В результате поиска и анализа релевантных источников, в обзор было по ряду критериев включено 9 сравнительных исследований. Согласно результатам, 5 из 9 экспериментальных воздействий в статистически значимой мере улучшили показатели эмоциональной устойчивости испытуемых, в то время как две применённые методики оказались неэффективны, а другие две способствовали снижению депрессивных симптомов, но не тревожности (как и остальные методики). Однако в 7 исследованиях были так или иначе получены положительные результаты, из чего можно заключить, что применение психологических программ, включающих практики позитивного мышления, в значительной степени способствует увеличению резильентности детей и подростков. В работе обсуждаются возможные причины полученных результатов, на примерах конкретных исследований анализируются механизмы повышения эмоциональной устойчивости. Практико-теоретический вклад данной работы заключается в том, что она информирует специалистов психолого-педагогического направления о сравнительной эффективности различных подходов к повышению резильентности учащихся.