ТРАНСДИСЦИПЛИНАРНОСТЬ КАК ОДИН ИЗ ОТВЕТОВ ОБРАЗОВАНИЯ НА ВЫЗОВЫ СОВРЕМЕННОЙ РЕАЛЬНОСТИ

Авторы

  • Дюсенова Д.С. КазНПУ имени Абая
  • Екшембеева Л.В.
  • Мусатаева М.Ш.

DOI:

https://doi.org/10.48371/PEDS.2024.72.1.003

Ключевые слова:

трансдисциплинарность, лингвистика, журналистика, информационные технологии, высшее образование, модернизация, парадигма, научно-методическая парадигма

Аннотация

В Послании Президента РК К.К. Токаева от 16 марта 2022 «Новый Казахстан: путь обновления и модернизации» обозначены стратегические цели и пути их достижения [1]. Потенциал развития высшего профессионального образования мы видим в разработке и внедрении новой научно-методической парадигмы трансдисциплинарного типа. Это позволит построить новую научно-методическую парадигму высшего образования в Казахстане.

Цель статьи – описание состояния и перспектив разработки проблемы трансдисциплинарности как новой научно-образовательной парадигмы, синтезирующей объекты знания разных научных направлений на основе технологических коррелятов трансдисциплинарных процедур усвоения, обработки и применения научной информации.

Новизна данной статьи состоит в том, что проблема трансдисциплинарности в казахстанской лингводидактике рассматривается впервые.

В данной статье выявляются: сущность трансдисциплинарности, ее основные характеристики и отличительные признаки от меж- и метапредметности, перспективные задачи разработки методологии образовательного процесса трансдисциплинарного типа, научный дискурс как инструмент, отражающий результаты исследований той или иной отрасли науки и др. Основным инструментом, синтезирующим научное знание, является язык, который в сфере образования и науки функционирует в форме научного дискурса. Авторы статьи обозначают причины необходимости трансдисциплинарного подхода к высшему образованию, вместе с тем называют проблемы, которые необходимо решить для его реализации. Необходима практическая реализация достижений разных наук в дидактических целях, которые, безусловно, способствуют модернизации системы высшего профессионального образования, повышению качества подготовки специалистов, способных к продуцированию и использованию выводного, синтезированного, знания в новых контекстах современности.

Загрузки

Опубликован

2024-03-28

Выпуск

Раздел

Статьи