ТРАНСДИСЦИПЛИНАРНОСТЬ КАК ОДИН ИЗ ОТВЕТОВ ОБРАЗОВАНИЯ НА ВЫЗОВЫ СОВРЕМЕННОЙ РЕАЛЬНОСТИ
DOI:
https://doi.org/10.48371/PEDS.2024.72.1.003Ключевые слова:
трансдисциплинарность, лингвистика, журналистика, информационные технологии, высшее образование, модернизация, парадигма, научно-методическая парадигмаАннотация
В Послании Президента РК К.К. Токаева от 16 марта 2022 «Новый Казахстан: путь обновления и модернизации» обозначены стратегические цели и пути их достижения [1]. Потенциал развития высшего профессионального образования мы видим в разработке и внедрении новой научно-методической парадигмы трансдисциплинарного типа. Это позволит построить новую научно-методическую парадигму высшего образования в Казахстане.
Цель статьи – описание состояния и перспектив разработки проблемы трансдисциплинарности как новой научно-образовательной парадигмы, синтезирующей объекты знания разных научных направлений на основе технологических коррелятов трансдисциплинарных процедур усвоения, обработки и применения научной информации.
Новизна данной статьи состоит в том, что проблема трансдисциплинарности в казахстанской лингводидактике рассматривается впервые.
В данной статье выявляются: сущность трансдисциплинарности, ее основные характеристики и отличительные признаки от меж- и метапредметности, перспективные задачи разработки методологии образовательного процесса трансдисциплинарного типа, научный дискурс как инструмент, отражающий результаты исследований той или иной отрасли науки и др. Основным инструментом, синтезирующим научное знание, является язык, который в сфере образования и науки функционирует в форме научного дискурса. Авторы статьи обозначают причины необходимости трансдисциплинарного подхода к высшему образованию, вместе с тем называют проблемы, которые необходимо решить для его реализации. Необходима практическая реализация достижений разных наук в дидактических целях, которые, безусловно, способствуют модернизации системы высшего профессионального образования, повышению качества подготовки специалистов, способных к продуцированию и использованию выводного, синтезированного, знания в новых контекстах современности.