СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ КОМПЕТЕНТНОСТИ И СПОСОБНОСТЕЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ РАЗВИТИИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ
DOI:
https://doi.org/10.48371/PEDS.2024.74.3.006Ключевые слова:
педагог-психолог, психологическая деятельность, педагогическая психология, компетентность, способность, образование, подготовка, психологическая служба, классификация, педагогическая и коммуникативная компетентностиАннотация
В стaтье иследуется прoблемaрaзвитя компетентнoсти будущих педaгогoв-психoлoгoв. Автoры акцeнтирyют внмание на весомой роли, которую играют педагоги-психологи в определении и дaльнеıшем развитии уровня способности учителей и учащихся школ получать правильную информацию в эпоху современного образования, уметь распределять и целенаправленно ее использовать. Чем выше роль педагогов-психологов в обществе, которым сегодня доверена судьба воспитания и образования подрастающего поколения, тем важнее уровень их компетентности.
Содержание данного исследования рассматривает различные точки зрения на проблему компетентности. В частности, авторы акцентируют внимание на теоретических и практических достижениях известных отечественных и зарубежных ученых и практиков. В рамках статьи,исходя из научных взглядов, раскрыты направления и виды понятия «компетентность». В данном контексте описываются развивающие, образовательные, дидактические характеристики компетенции: отношение к человеку как к личности, будущему учителю; социальное воздействие на людей и социальную сферу; связанные с деятельностью человека и др. Авторы статьи, обобщая свои мысли, приходят к выводу о том, что «компетенции различаются по своей природе и функциям.
Одной из особенностей представленной работы является рассмотрение понятия компетентности применительно к деятельности педагога-психолога. В этом ракурсе коммуникативная спсобность справедливо названа наиболее необходимой для педагога-психолога; дается характеристика способности, ее классификация и существующие концепции. Кроме того, в статье утчняются функции психологической службы, выполняемой в современной школе, а также на основе взглядов В.А.Крутецкого представлена характеристика педагогических способностей. Ученый делит педагогическую компетентность на девять групп и описывает функции специалиста сегодня в стенах школы.
Авторы анализируют понятие «коммуникативная компетентность» применительно к деятельности педагога-психолога и дают различные определения и схематические характеристики.