ФОРМИРОВАНИЕ КАРТОГРАФИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ГЕОГРАФИИ
DOI:
https://doi.org/10.48371/PEDS.2024.73.2.002Ключевые слова:
географическая карта;, картографические знания и умения;, картографическая грамотность;, картографические образовательные ресурсы, профессиональная компетентность, понимание карт, чтение карт, картографическая деятельностьАннотация
В статье проанализированы вопросы формирования картографической грамотности будущих учителей географии. Карта является источником информации, которая предоставляет информацию о явлениях и процессах, происходящих между природой и обществом. Географические исследования проводятся на основе карт. Любое исследование должно начинаться с карты и заканчиваться картой. Поэтому каждая деятельность учителей географии очень тесно связана с географической картой. Особое внимание в результатах обучения образовательных программ в педагогических вузах уделяется формированию у будущих учителей географии навыков правильного использования и анализа географической карты. Картографическая грамотность является важнейшей составляющей профессиональной компетентности учителя. Цель исследования-выявить эффективные методы формирования картографической грамотности будущих учителей географии. На основе анализа работ отечественных и зарубежных ученых раскрываются смысл и значение понятий «картографическая грамотность», «понимание карты», «чтение карты», «знание карты». Проанализированы результаты тестовых заданий обучающихся педагогической направленности, проведенных с целью выявления навыков работы с картой. Анализируются виды карт в структуре картографической грамотности, содержание географической карты, работа с картой, картометрические работы, масштаб карты, получение информации с карты, задачи, связанные с номенклатурой, навыки работы с графической картой. В качестве составной части картографической грамотности определяются ресурсы картографического образования, количественные и качественные характеристики географических объектов и явлений. Выявлены возможности формирования картографической грамотности будущих учителей географии: рассмотреть карту как основной объект исследования, уметь правильно использовать и анализировать географическую карту, использовать карту как инструмент исследования. В исследовательской работе с использованием педагогических и научных методов дается обзор источников и методов по направлению формирования картографической грамотности, анализируются результаты тестовых заданий и делаются выводы.