КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ ГЛОБАЛЬНЫХ НАВЫКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ
DOI:
https://doi.org/10.48371/PEDS.2024.73.2.013%20Ключевые слова:
глобальные компетенции, образовательная среда, рынок труда, интегративный подход, инновационные стратегии в образовании, глобальная грамотность, модель глобальной компетентностиАннотация
Настоящая статья посвящена разработке и анализу комплексного подхода к воспитанию глобальных компетенций, представляя многоаспектную модель образования, которая интегрирует дисциплинарные и междисциплинарные методы обучения. Целью модели является подготовка учащихся к активному участию в жизни глобализированного мира, решению международных проблем и реализации полученных знаний в реальной жизни.
Статья опирается на дескриптивный (описательный) метод анализа, с помощью которого был систематизирован феномен формирования глобальных компетенций у молодежи в образовательной среде. Этот метод был выбран для того, чтобы оценить и интерпретировать существующие подходы и стратегии, используемые в образовательных учреждениях для развития глобальных компетенций, а также для идентификации потенциальных пробелов и возможностей для дальнейшего развития. Материалом для анализа послужили научные статьи, отчеты международных организаций, образовательные программы и учебные планы, а также нормативные документы, касающиеся вопросов глобального образования.
Как результат, авторы дают рекомендации по совершенствованию состояния глобальной компетентности в Казахстане, основываясь на исследованиях и данных международных оценок, таких как PISA, и выделяют успешные практики лидирующих стран в интеграции этих компетенций в образовательное пространство.
Также в статье предложена модель интегративной глобальной компетентности, которая вбирает в себя четыре взаимосвязанных принципа: многоуровневое понимание мира, центральные основные компетенции, интеграция и динамическое взаимодействие, применение в образовательной практике. Данная модель предназначена для образовательных учреждений, направленных на повышение уровня глобальной грамотности среди молодежи. В заключении подчеркивается важность профессиональной подготовки преподавателей и необходимость интеграции глобальных перспектив в образовательные программы, чтобы обеспечить студентов навыками, необходимыми для успешного функционирования в современном многогранном и взаимосвязанном мире.