МЕТОД ПРОБЛЕМНОГО ПРЕПОДАВАНИЯ – ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ ЛИТЕРАТУРЫ
DOI:
https://doi.org/10.48371/PEDS.2024.74.3.023Ключевые слова:
художественная литература, художественный текст, традиционное обучение, проблемное обучение, проблемные ситуации, методика преподавания рассказов в вузах, методика преподавания литературы, современные технологии обученияАннотация
В данной статье речь идет о поиске инновационных методов обучения студентов и использовании современных образовательных технологий на уроках литературы в высших учебных заведениях. Он призван внести вклад в методику преподавания рассказов в методологическом поле современной педагогической науки, рассмотреть проблемы преподавания произведений казахской литературы в высшем учебном заведении, продемонстрировать эффективность проблемного метода в обучении литературе. Цель исследования – определить возможности использования проблемного обучения на уроках литературы.
Научная значимость статьи заключается в том, что полученные в исследовании результаты дополняют концепции метода проблемного преподавания произведений казахской литературы. Практический смысл статьи заключается в том, что данные исследования могут быть использованы в практике преподавания произведений казахской литературы в высших учебных заведениях.
В статье изучена и проанализирована педагогическая, психолого-методическая литература по проблемному обучению и созданию проблемных ситуаций в обучении; искались наиболее эффективные пути и методы создания проблемных ситуаций. Для раскрытия данной темы были использованы следующие методы исследования: наблюдение, опрос и экспериментальное обучение.
50 респондентов будущих учителей казахской литературы приняли участие в исследовании, проведя анонимный онлайн-опрос о том, как часто они используют проблемное обучение, используют разные методы в процессе обучения.
Проблемный подход в организации учебного процесса педагогического вуза очень важен как технология, способствующая формированию познавательного интереса и более глубокому пониманию художественного текста.
Практическая значимость статьи состоит в том, что ее результаты, в частности теоретические и практические материалы, предназначены для использования студентами при подготовке к семинарским занятиям по данной теме, на занятиях по литературе по темам, разрабатываемым преподавателями.
Исследование показало, что проблемное обучение как современная стратегия обучения позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся на уроке литературы. Это ставит учащихся в положение субъекта, который смотрит на проблему с когнитивной точки зрения, развивая при этом их творческие способности и способность критически подходить к пониманию текста.